Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - феодосий косой

Феодосий косой

феодосий косой
(гг. рожд. и смерти неизв.) глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феод. строя и офиц. церкви в России сер. 16 в. Будучи холопом, Ф. К. в конц. 40-х гг. 16 в. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи. Обосновавшись затем на Новоозере, в 1551 начал пропагандировать созданное им т. н. "Новое учение". В 1553 привлечен по делу Матвея Башкина и заключен в один из моск. монастырей, но бежал в Литву. "Новое учение" Ф. К. оказало влияние на формирование радикального течения в среде польско-лит. антитринитариев. В своем учении Ф. К. подверг критике осн. догматы православной церкви (о божеств. природе Христа, об искупительном характере его жертвы, о посмертном воскресении мертвых и др.), отрицал святых и чудеса, необходимость поклонения иконам и кресту и призывал к уничтожению монашества. Ф. К. отвергал не только феод. церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феод. эксплуатации, выступал против войн, проповедовал равенство всех людей. "Новое учение" Ф. К. свидетельствовало об идейном оформлении крестьянско-плебейских еретич. движений в России.

Лит.: Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2; Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV первой пол. XVI вв., М., 1960.

В. И. Корецкий. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  монах Кирилло-Белозерского монастыря. Беглый холоп. С 1551 начал распространение т. н. "Нового учения". Отвергал официальную церковь, основные догматы христианства, обряды и таинства, проповедовал идеи равенства людей. В 1553 привлечен по делу М. Башкина, бежал в Литву. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):