Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - февр

Февр

февр
(Febvre) Люсьен (22.VII.1878 27.IX.1956) франц. историк. Чл. Академии моральных и политич. наук (с 1951). Проф. ун-тов Дижона (1912-14), Страсбурга (1919-33), Коллеж де Франс (с 1933). С 1948 возглавил 6-ю секцию ("Экономич. и социальные науки") Практич. школы высш. знаний. Ф. руководил изданием "Франц. энциклопедии" (с 1935), основал (совм.

с М. Блоком) в 1929 журн. "Annales d'histoire économique et sociale" (в 1946 переим. на "Annales. Economies. Sociétés. Civilisations").

Критикуя близорукость "историзирующих историков" фактологов, избегавших обобщений и теории и изучавших преим. политич. историю, Ф. был убежденным сторонником глубокого проникновения в сущность историч. развития и постановки новых проблем исследования.

Путь к познанию истории, указывал Ф., лежит через всестороннее познание общества. Соответственно Ф. обращался к исследованию историч. географии ("La terre et l'évolution humaine", P., 1922; "Le problème historique du Rhin", P., 1930), агр. отношений, торговли, социального строя, языка, религии, культуры и историч. психологии. Большое внимание он уделял разработке и уточнению понятий, применяемых историками. Хронологич. рамки исследований Ф. очень широки: ср. века и новая история, вплоть до современности. Однако в центре его внимания находилась эпоха Возрождения, 16-й век. Осн. категории историч. теории Ф. общество и цивилизация, представляющие, согласно Ф., единство различных сторон материальной и духовной жизни людей. Он указывал на качественные различия между цивилизациями (культурами), на то, что каждая из них имеет свои неповторимые особенности, собственную систему миросозерцания.

Подчеркивание неповторимости цивилизаций связано у Ф. с релятивистскими выводами: он писал, что в каждую эпоху существует не только свое особое, но и одинаково правомерное восприятие действительности и прошлого; образ мира, по-своему творимый в рамках отдельной цивилизации, обладает одной и той же степенью объективности он соответствует лишь данной цивилизации.

Для понимания сущности цивилизации и поведения принадлежащих к ней людей необходимо, согласно Ф., реконструировать присущий им способ восприятия действительности, познакомиться с их "мыслительным и чувственным инструментарием". При этом Ф. отстаивал тезис об историч. изменчивости структуры сознания человека и важности изучения обществ. психологии в разные историч. эпохи. Проблемы историч. психологии, отношения индивида к коллективу были поставлены Ф. в книгах о Лютере ("Un destin, Martin Luther", P., 1928) и о Рабле ("Le problème de l'incroyance au XVIe siècle. La religion de Rabelais", P.

, 1942). Несмотря на справедливые замечания Ф. о недопустимости антиисторизма в подходе к явлениям культуры, сам он не избежал односторонности в трактовке творчества Рабле и игнорировал нар. струю в культуре Возрождения (см. критику в адрес Ф. в кн.: Бахтин M. M., Творчество Ф. Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965, с. 143-49).

Ф. придавал большое значение анализу духовной жизни не только выдающихся людей, но и обществ. психологии масс и отдельных человеческих групп. Для решения этой проблемы считал необходимым изучение языка с культурно-психологич. точки зрения. Ф. принадлежит много интересных наблюдений над системой мировосприятия людей 16 в.; в их языке и лит-ре, по мнению Ф.

, отсутствовал ряд элементов, из к-рых в новое время строится науч. мышление. Ф. подчеркивал обусловленность психич. склада людей их обществ. бытием и видел в социальной психологии один из неотъемлемых элементов целого цивилизации.

Обоснование Ф. необходимости изучения экономич.

, обществ. и духовной жизни той или иной цивилизации как целостной системы, а равно и его требование в полной мере учитывать специфику обществ. и индивидуального сознания в разные историч. эпохи имело положительное значение в развитии историч. мысли. Ф. оказал заметное влияние на многих франц. историков. Вокруг него и М. Блока сложилась т.

н. школа "Анналов" (см. в ст. Историография).Соч. (кроме указ. в статье): Philippe II et la Franche Comté, P., 1911; Origène et des Périers, P., 1942; Autour de l'Heptaméron, (P., 1944); Combats pour l'histoire, P., 1953; Au coeur religieux du XVIe siècle, P., 1957; Pour une histoire а part entiere, (P.), 1962.

Лит.: Видаль В., Л. Февр. "Вестник истории мировой культуры", 1957, No 1; Baumont M., Notice sur la vie et les travaux de L. Febvre, P., 1959; Braudel F., L. Febvre et l'histoire, "Annales. Economies. Sociétés. Civilisations", 1957, No 2.

A. Я. Гуревич. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):