Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - иоанн дамаскин

Иоанн дамаскин

иоанн дамаскин
('Ioannns o Damasxnnos) (ок. 675 между 749 и 753) христ. богослов и церк. писатель. Род. в Дамаске в зажиточной христ. семье и, возможно, был нек-рое время финанс. чиновником при дворе халифов. Активно выступал против иконоборчества, а также против манихейства и несторианства.

Осн. соч. "Источник знания" состоит из 3 частей; "Диалектики", где И. Д. доказывает, что логика есть инструмент богословия, как и философии; книги "О ересях"; "Точного изложения православной веры". И. Д. принадлежат также полемич. и др. соч., в т. ч. церк. песнопения. Вопрос о принадлежности И. Д. романа о Варлааме и Иоасафате спорен. И. Д. не оригинален и ставил своей задачей лишь систематизацию богословского учения своих предшественников.

Он выдвинул мысль о том, что философия должна быть лишь "служанкой богословия". Части "Источника знания" были переведены на слав. (10 в.) и лат. (12 в.) языки; в 16 в. труды И. Д. переводил на рус. язык Андрей Курбский. Причислен церковью к "лику святых".

Соч.: PG, v. 94-96; в рус. пер. Полное собр. творений св. Иоанна Дамаскина, т. 1, СПБ, 1913.

Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 476-86. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (ок. 675-753 гг.) — один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок. 736 г. принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях» ) и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Автор трех защитительных слов в поддержку иконопочитания, в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «служение», подобающее только Богу, и «поклонение», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Наконец, церковное предание приписывает Иоанну ряд канонов, изменивших ход утрени. составление «Октоихи» и множество тропарей, кондаков и стихир, посвященных различным святым и праздничным событиям. Память 4 (17) декабря. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):