Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - кабе

Кабе

кабе
(Cabet), Этьенн (1.I.1788 8.XI.1856) франц. утопич. коммунист. Род. в семье ремесленника. Адвокат. В 20-х гг. был одним из руководителей карбонариев в Париже. Во время революции 1830 выдвинул планы демократич. преобразований. Избранный в палату депутатов (1831), примкнул к крайним левым. В своей первой работе "Революция 1830 и современное положение" ("Révolution de 1830 et situation présente", P., 1832) доказывал, что революцию совершили рабочие, а буржуазия присвоила все ее плоды. В 1833 стал во главе орг-ции "Свободная ассоциация просвещения народа" и начал издавать еженедельник "Le Populaire". В 1834 в связи с преследованиями уехал в Лондон.

Первоначально мелкобурж. демократ, К. в кон. 30-х гг., в результате знакомства с англ. рабочим движением и под влиянием знакомства с Оуэном, перешел на позиции коммунизма. Наиболее известная работа К. утопич. роман "Путешествие в Икарию" (1840, рус. пер., М., 1935), где он изобразил фантастич. страну с коммунистич. строем. В этом романе, как и в последующих соч., а также в газ. "Le Populaire 1841" К. изложил свою коммунистич. доктрину, получившую назв. "икарийский коммунизм". В ней много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 в. К. исходил из того, что природа создала всех равными и только в результате невежества равенство не сохранилось и возникла частная собственность, а от нее все пороки совр. общества, от к-рых страдают и пролетарии, и буржуазия.

Поэтому они должны объединиться и создать "всеобщую ассоциацию", т. е. коммунистич. общество. Аргументация К. строго рационалистична. Утопия К. имеет мелкобурж. черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в с. х-ве, сохранение в коммунистич. обществе своеобразной религии и гл. обр. идея примирения бедных и богатых, "мирного" осуществления коммунизма.

В 40-х гг. К. ("отец К.") был во Франции "...самым популярным, хотя и самым поверхностным представителем коммунизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Его практич. деятельность в 40-х гг. по вовлечению рабочих в демократич. движение заслужила высокую оценку Маркса (см.

там же, т. 16, с. 29). Однако, будучи сторонником мирных преобразований, К. оказался неподготовленным к революции 1848; в 1847-48 он уделял осн. внимание созданию икарийских колоний в США (см. "Икария"). В 1849-51 выезжал со своими сторонниками в Америку, чтобы на месте организовывать эти колонии; в 1851 вернулся во Францию. После гос. переворота 2 дек.

1851 К. вновь уехал в Америку, где и умер.

Соч. в рус. пер.: Путешествие в Икарию, ч. 1-3, М.-Л., 1948.

Лит.: Маркс К., Письма из "Deutsch-französische Jahrbücher", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 378-381; Энгельс Ф., Успехи движения за социальное преобразование на континенте, там же, с. 526-33; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2, с. 146; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 214-15, 463-464, 523-32; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Angrand P., Étienne Cabet et la république de 1848, P., 1948; Prudhommea их J., Icarie et son fondateur, Étienne Cabet, P., 1907.

Ю. И. Хаинсон. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):