Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - мабли

Мабли

мабли
(Mably), Габриель Бонно (Bonnot), де (14.III.1709 23.IV.1785), франц. утопич. коммунист, политич. писатель, историк. Род. в дворянской семье, учился в иезуитском коллеже и в семинарии, затем отказался от духовной карьеры и четыре года (с 1742) прослужил в Мин-ве иностр. дел. В 1746 оставил гос. службу и посвятил дальнейшую жизнь науч. занятиям. В 1793 Конвент революц. Франции, отдавая дань уважения М., принял решение о переносе его праха в Пантеон.

В основе взглядов М. на общество лежали теории обществ. договора и естеств. права. Первоначально, утверждал М., обществ. жизнь была основана на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности, к-рая явилась осн. источником всех несчастий, угнетающих человечество. Скромная жизнь при общности имуществ создает добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. это аскетич. коммунизм. М. считал, что восстановить прежнюю "систему общности" невозможно. В обществе, разделенном на богатых и бедных, нет силы, способной осуществить обществ. идеал. Практически можно лишь уменьшить имуществ. неравенство. М. считал, что народ "носитель верховной власти". Он имеет право выступать против властей, если они нарушают права граждан на свободу и счастье. М. оправдывал революции и гражд. войны, когда они направлены против насилия и деспотизма. М. был сторонником респ. строя, но считал, что путь к республике должен быть постепенным. В странах с давним монархич. строем он допускал сохранение монархии при условии лишения короля реальной власти и сосредоточения ее у представит. учреждений. Положительно оценив амер. конституцию 1784, М. осудил имущественное неравенство в США.

М. написал две работы, посвященные изучению истории, "Об изучении истории" ("De l'étude de l'histoire") и "О том, как писать историю" ("De la manière d'écrire l'histoire"). M. не видел в истории закономерного процесса. Ориентиром для историка, по мнению М., должно служить знание естеств. права и законов политики, осн. на законах природы. Это дает мерило для оценки ист. фактов. "История, писал М., должна быть училищем морали и политики"; она свидетельствует против самовластия и погони за материальными благами, в пользу такого политич. строя, где беспристрастные законы, гражд. равенство, умеренный достаток для всех, демократич. устройство управления обеспечивают благоденствие наций и крепость гос-ва.

Произведения М. способствовали идеологич. подготовке франц. бурж. революции конца 18 в. На коммунистич. идеи М. ссылались Бабёф и Буонарроти. М. был хорошо известен и в России. Одно из его произв. было переведено на рус. яз. Радищевым ("Размышления о греч. истории или о причинах благоденствия и несчастия греков", СПБ, 1773; опубл. также в кн.: А. Н. Радищев, Поли. собр. соч., т. 2, М.-Л., 1941). В историю обществ. мысли М. вошел прежде всего как один из ранних представителей утопич. коммунизма.

Соч.: Collection complète des oeuvres, t. 1-15, P., 1794-1795; Observations sur le gouvernement et les loix des Etats-Unis d'Amérique, Amst., 1784; в рус. пер. Начальные основания нравоучения, ч. 1-3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1-3, (СПБ), 1812; Избр. произв., М.-Л., 1950.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 315; Сафронов С. С., Политич. и социальные идеи Мабли, в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Whitfield E. A., G. В. de Mably, L., 1930; Müller G., Die Gesellschafts-und Staatslehren des Abbés Mably und ihr Einfluss auf das Werk der Konstituante, В., 1932.

А. А. Макаровский. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):