Советская историческая энциклопедия - модернизм
Связанные словари
Модернизм
модернизм
(франц. modernisme) в религии течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. вероучения к уровню совр. науки и к новым явлениям в обществ. жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. возник в кон. 19 нач. 20 вв., виднейшими его представителями были во Франции А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии Г. Шелль, в Англии Дж. Тиррелл, в Италии Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Осн. положения католич. М.: религия создается человеком; библия не боговдохновенная книга и Моисей не ее автор; Христос не был сыном бога, а был евр. Мессией, зачинателем религ. движения; христ. догматы не имеют значения вечных истин, а развиваются в связи с прогрессом общества; церковь должна отказаться от грубо-чувственных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом М. не отказался от веры в сверхъестественное). Нек-рые представители М. (напр., А. Луази) отвергали положение о верх. власти папы, о его непогрешимости, выступали против смешения религ. вопросов с политическими. В 1907 Ватикан осудил М. как "синтез всех ересей" декретом "Lamentabili" (2-м "Силлабусом") и энцикликой "Pascendi".Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их соч. были включены в "Индекс запрещенных книг". В 1910 Ватикан ввел антимодернистскую присягу для проф. католич. богословских ф-тов, служащих епископских курий и др. В США М. в католицизме принял своеобразную форму и был назван его противниками в Ватикане "ересью американизма".
Католич. церковь, официально осудившая М., сама (ради сохранения влияния на верующих) вынуждена приспосабливаться к изменившимся в мире условиям, учитывать успехи науки и обществ. прогресс. Вопросы приспособления и "обновления" были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962-65). Течение, аналогичное М., существует также в протестантизме, иудаизме и в др. религиях.Лит.: Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915; Булгаков С., Кризис христианства в совр. протестантизме, М., 1911; Керенский В., Римско-католич. модернизм, Харьков, 1911; Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-философ. мысли в совр. Франции, М., 1915; Шейнман М., Модернизм и модернизация в католицизме, Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., 1958, т. 2; The programme of modernism, L.-Lpz., 1908; Reardon B. М., Roman catholic modernism; a retrospect, "Quarterly Review", 1955, No 604; Moehlman C. Н., Liberal protestantism, в кн.: Living schools of religion, Ames (Iowa), 1956.M. M. Шейнман. Москва. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
— общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—начала XX вв.: кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и др. Тот же термин применяется для обозначения направления в католицизме конца XIX—начала XX вв. Стремился к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением. ...Исторический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2063 | |
2 | 737 | |
3 | 602 | |
4 | 579 | |
5 | 568 | |
6 | 551 | |
7 | 535 | |
8 | 513 | |
9 | 504 | |
10 | 500 | |
11 | 468 | |
12 | 468 | |
13 | 452 | |
14 | 445 | |
15 | 436 | |
16 | 436 | |
17 | 430 | |
18 | 428 | |
19 | 419 | |
20 | 384 |