Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - монашество

Монашество

монашество
(от греч. monaxos отшельник) часть духовенства (черное духовенство в отличие от белого не монахов), гл. обр. в христианстве (католицизме и православии), буддизме (где охватывает все духовенство).

Согласно учению церкви, монаш. состояние обязывает к аскетизму, в связи с чем вступающий в М. дает обет бедности, послушания и безбрачия. Для принятия М. требуется пройти испытательный срок (иноки, новиции). Посвящение в М. сопровождается торжественным обрядом пострижения, символизирующим вступление "в рабство по отношению к богу". В знак "ухода от мира" постриженный принимает новое имя и облачается в особую одежду (часто черного цвета), нек-рые монаш. ордена (напр., иезуиты) разрешают ношение светской одежды. В орг.-адм. отношении М. строится по принципу церк. иерархии, возглавляемой в католич. церкви аббатом (приором), в православной церкви игуменом.

Наибольшее распространение М. имело в ср. века. Помимо религ. фанатизма, массовое распространение М. объяснялось причинами социально-экономич. характера: в условиях феод. землевладения с господствующим принципом майората М. было нередко единственно возможным занятием для младших сыновей феодалов, а также для не имевших средств к существованию выходцев из других социальных слоев. В капиталистич. странах часть М. (особенно монахини) состоит из бессемейных, обездоленных, частью деклассированных элементов и представителей мелкобурж. интеллигенции.

Наиболее древней разновидностью М. является отшельничество (анахоретство, от греч. anaxornsis уединение), получившее распространение в раннем христианстве (было развито на Руси в 12-13 вв.). С 1-й трети 4 в. (на Руси с 10 в.) появляется киновитство (от лат. coenobium) совместное поселение монашествующих на основе принятия типизированных уставов и обетов. В дальнейшем М. выступало часто в форме странничества, сохранившегося в нек-рых странах до сих пор. В буддизме, брахманизме, православном христианстве большое распространение получило странничество с врем. остановками странствующих монахов по монастырям. В католичестве организаторы М., особенно в 6 в. (Бенедикт Нурсийский), вели борьбу со странничеством монахов, установив строгое требование постоянного пребывания в определенном монастыре (stabilitas loci); это требование вызывалось гл. обр. тем, что к процессиям странствующего М. присоединялись массы верующих и они нередко принимали характер нар. антифеод. выступлений, преследуемых церковью как ересь.

Католич. М. является важнейшей опорой католич. церкви и теснейшим образом связано с папством. В зависимости от задач, стоявших перед господствовавшим феод. классом, создавались новые формы монаш. орг-ций (см., напр., Духовно-рыцарские ордена, доминиканцы и Францисканцы). Острие их деятельности направлялось против всех обществ. элементов, выступавших с оппозицией по отношению к феод. строю и папству.

Тунеядство, паразитизм, развратная жизнь М. делали его особенно ненавистным народу, к-рый, борясь с феод. эксплуатацией, выступал против М., резко обличали М. также представители ранней бурж. культуры. Пороки и невежество монахов стали излюбленной темой целого ряда сатирич., художеств. произведений гуманистов и "просветителей".

Как в прошлом, так и в настоящее время М., как правило, стремится оказывать влияние на самые различные стороны мирской жизни идеологию, политику, науку, воспитание, хотя монахи и объявляют себя отрешившимися "от мира", посвятившими себя всецело богу. Совр. М., особенно католическое, все чаще выступает (ФРГ, Бельгия, Франция, Италия, Испания, Португалия, США, нек-рые лат.-амер. страны) в новой форме полумонаш. орг-ций мирян (лаикат), действующих под различными названиями ("Мирской апостолат", "Апостолат молитвы"), а также братств, товариществ, союзов, создаваемых монаш. орденами, гл. обр. францисканцами, доминиканцами и др., с целью поддержания и укрепления религ. веры в массах и связанной с этим идеологии и политики совр. клерикализма. По данным 1960-х гг., в католич. церкви насчитывается ок. 140 тыс. монахов и 1 млн. монахинь (ок. половины их в Зап. Европе). В нек-рых буддийских странах (до последнего времени) М. составляло до 1/3 (а в отдельные периоды до 1/2) муж. населения.

Лит.: Карсавин Л. П., Монашество в ср. века, СПБ, 1912; Heussi K., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen, 1936; Besse Dom J. M., Les moines d'Orient, P., 1900; Berlière U., L'ordre monastique des origines au XII siècle..., P., 1921; Bochinger J. J., La vie contemplative, ascétique et monastique chez les Indiens et chez les peuples bouddhistes, Stras., 1831; Harnack A., Das Mönchtum. Seine Ideale und seine Geschichte, Giessen, 1895; Hervè-Bazin F. J., Les grands ordres et congrégations des femmes, P., 1889; Leclercq H. M., Génobitisme, (p.), 1911; Oman J. C., Mystics, ascetics and saints of India, L., 1903; Schwietz S., Das morgenländische Mönchtum, Bd 1, Mainz, 1904, Bd 2, Mainz, 1913, Bd 3, Mainz, 1938; Waddell L. A., Buddhism of Tibet, or Lamaism, L., 1895; Workman H. В., The evolution of the monastic ideal, L., 1913; Zöckler O., Askese und Mönchtum, 2 Aufl., Bd 1-2, Fr., 1897; Chadwick O. (ed.) Western asceticism, L., 1958; Schaefer T., De religiosis..., 4 ed., (Roma), 1947; Smolitsch I., Russisches Mönchtum. 988-1917., Würzburg, 1953.

Б. Я. Рамм. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  первоначально уединенная жизнь ревнителей той или иной религиозной веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и др. Зародилось как форма пассивного протеста против условий жизни в рабовладельческом и феодальном обществах, как жест отчаяния и выражения неверия в возможность изменить социальные условия. Позже преобразовалось в религиозно-церковный институт, объединяющий лиц, которые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения Богу, ведут обособленный образ жизни, регламентированный церковными предписаниями. Иногда к М., не вполне правомерно, причисляют мусульманских дервишеи. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):