Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - общественный договор

Общественный договор

общественный договор
филос. и юридич. теория, согласно к-рой гос-во возникает путем заключения договора между людьми. Впервые мысли подобного рода были высказаны еще в древности Эпикуром и Лукрецием Каром. В 17-18 вв. теория О. д. разрабатывалась в трудах философов и просветителей, сторонников естественно-правового учения (Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия), Дж. Локк, Т. Гоббс (Англия), П. Гассенди, Ж. Ж. Руссо (Франция) и др.).

Теория О. д. исходит из постулата о том, что люди первоначально жили в догос. естеств. состоянии, все были равны и свободны, но подвергались всевозможным опасностям. Для обеспечения безопасности и мирной жизни люди заключили между собой договор и создали гос-во; при этом каждый человек терял часть своей естеств. свободы и право захвата всего того, чем он пожелает овладеть, но получал гражданскую свободу; и право собственности на то, чем он владеет. Т. обр., в свете теории О. д. гос-во представляется исторически возникшим в результате перехода от естеств. к гражд. состоянию; О. д. вместе с тем создает ин-т собственности (это положение теории О. д. особенно привлекло буржуазию). Буржуазия 17-19 вв. использовала идею О. д.

, объявляя низвергаемых монархов нарушителями О. д.

Наиболее демократич. и революц. толкование теории О. д. (Ж. Ж. Руссо, Об общественном договоре, или Принципы политич. права, 1762, рус. пер. 1906) таково: богатые путем обмана навязали бедным договор, который закреплял за имущими их собственность и подчинял им неимущих. Такое понимание О.

д., а также выводимая Руссо из О. д. идея неделимого нар. суверенитета позволяли делать революц. выводы. Теория О. д. служила оружием борьбы против клерикально-абсолютистских представлений о божеств. происхождении власти и вместе с учением о естеств. праве человека подрывала идейно-правовые основы феод. строя. В толковании Руссо она оказала огромное влияние на якобинцев, стала теоретич. знаменем Вел. франц. революции. В 17 1-й пол. 19 вв. теории О. д. разделяли наиболее прогрес. философы и обществ. деятели: Дж. Мильтон, Дж. Лилберн (Англия), Т. Джефферсон, Т. Пейн (США), Г. Форстер, И. Г. Фихте (Германия). В России из теории О. д. исходили А. Н. Радищев, декабристы.

Лит.: Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Деборин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1, M., 1958; Ковалевский M. M., От прямого народоправства к представительному..., т. 1-3, М., 1906; Atger F., Essai sur l'histoire des doctrines du contrat social, P., 1906; Gough J. W., The social contract. A critical study of its development, Oxf., 1936.

Ю. И. Хаинсон. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  теория происхождения государства, выдвинутая голландским ученым Г. Гроцием и особо распространенная в XVIII—XIX вв. (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Руссо). Сторонники ее считали, что государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):