Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - ранке

Ранке

ранке
(Ranke), Леопольд фон (21.XII.1795 23.V. 1886) нем. историк, оказавший большое влияние на формирование нем. бурж.-юнкерской историографии 2-й пол. 19 в. и на последующую герм. историографию реакц. направления. Происходил из лютеранской пасторской семьи и получил строго религ. воспитание. По окончании Лейпцигского ун-та, где он занимался классич. филологией и богословием, Р. стал учителем древних яз. в гимназии во Франкфурте-на-Одере (1818). Здесь под влиянием чтения Вальтера Скотта, О. Тьерри и древних авторов Р. увлекся историей. В 1824 вышло его первое ист. соч. "История романских и герм. народов с 1494 до 1535 г." ("Geschichte der romanischen und germanischen Völker von 1494 bis 1535") с приложением источниковедч. этюда "К критике новой историографии" ("Zur Kritik neuer Geschichtschreiber"). Исключительный успех этой работы доставил R кафедру в Берлинском ун-те (1825-71). Свою репутацию талантливого исследователя Р. закрепил новым трудом "Государи и народы Юж. Европы в 16-17 вв." ("Fürsten und Völker von Süd-Europa", Bd 1-4, В., 1837-45), после чего был командирован прус. пр-вом в Италию для работы в архивах. Уже эти первые труды содержат все характерные черты творчества Р., его методологии и исследоват. приемов. Теоретич. взгляды Р. сформировались под влиянием филос. идеализма и протестантизма. Ист. процесс, по Р., это осуществление "божеского плана управления миром", придающего единство Всему процессу; причинные связи между событиями также предуказаны богом; религия играет решающую роль в жизни народов; внешние ист. явления выступают как борьба идей, причем высшая идея бог, а все прочие идеи "мысли бога в мире". Каждый ист. период, по мнению Р., имеет свою "руководящую идею" (история, т. о., оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и лишенной поступательного развития). Наряду с религ. идеей важное место в ходе истории занимает, по мнению Р., идея политическая, воплощенная в государстве. Церковь и гос-во оба божеств. происхождения, но гос-во лучше всего выражает стремление "нации" к силе: политика гос-ва есть "политика с позиций силы" (Machtpolitik), борьба государств, наций наполняет историю. Помимо мистико-богословского, "августиновского" провиденциализма, ист. концепция Р. характеризуется европоцентризмом с окраской нем.-юнкерского шовинизма. Весь ход истории, по Р., определяют "ведущие" народы; с 6 в. н.э. это романо-герм. народы и гос-ва Зап. Европы. Ист. роль славянства сводится к защите от вост. кочевников зап.-европ. цивилизации. Сами славяне в культурной и политич. организации полностью зависят от Запада. Народы Азии и других неевроп. стран объект, а не субъект истории. С богословско-идеалистич. концепцией Р. связаны следующие характерные черты творчества Р.: божеский план реализуется ист. личностями (это короли, папы, полководцы и т.д.; ист. портреты таких деятелей выдвинуты поэтому в его исследованиях на первый план). Осн. задача историка выявление "божьего плана", она достигается путем отыскания "объективной истины", т. е. установления того, "как собственно все происходило" (wie es eigentlich gewesen, P. считается основоположником "объективной" школы нем. историографии). Интерес гл. обр. к политич. и дипломатич. истории, провозглашение примата внеш. политики над внутр. и игнорирование истории социальных отношений, исключит. внимание к деятельности выдающихся личностей характерны для всех соч. Р. (посвященных преим. 16-17 вв.). Эти черты отчетливо сказались, в частности, в таких считающихся классическими соч. Р., как "Римские папы, их церковь и гос-во в XVI и XVII вв." (пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1869), "Нем. история в эпоху реформации" ("Die deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation", Bd 1-3, В., 1839-40) и др., блестящих по форме, отличающихся большим мастерством портретных характеристик и в то же время крайне поверхностных по содержанию.

Вкладом Р. в развитие ист. науки является его исследоват. методика, основанная на след. положениях: объективная истина содержится гл. обр. в архивных мат-лах политич. характера в донесениях послов, переписке гос. деятелей и т.д.; чего нет в документе (мнения, слухи и проч.) не существует для истории; правильное использование источников требует филологич. анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внеш. и внутр. критики текста. Р. не изобрел этот метод (он опирался на опыт Г. Б. Нибура и др.), но он систематично и последовательно проводил его в своих трудах и обучал ему в своих знаменитых ист. семинарах в Берлинском ун-те (с 1834), из к-рых вышли многие известные бурж. ученые: Ф. В. Гизебрехт, Г. Вайц, Г. Зибель, X. Дельбрюк, В. Ваттенбах, В. Рошер и мн. другие. К заслугам Р. перед нем. наукой относится также организация Баварской ист. комиссии, издавшей нем. биографич. словарь и развернувшей широкую деятельность по публикации ист. источников.

Претензиями на "объективность" и "беспартийность" Р. не удалось замаскировать свою реакц. политич. позицию, низкопоклонство перед монархами, восхищение воен. мощью прусского государства и его агрессивной внеш. политикой. В своих трудах (напр., в "12 книгах прусской истории" "Zwölf Bücher preussischer Geschichte", Bd 1-5, Lpz., 1874) он защищал дворянские привилегии и полуфеод. строй Пруссии, выражал аристократич. презрение к простому народу и ненависть к революциям и революц. деятелям. Советник и воспитатель нем. королей и принцев, получивший в 1841 звание офиц. историографа Пруссии, друг и поклонник Бисмарка "объединителя" Германии "железом и кровью", Р. стал олицетворением консерватизма и враждебного отношения к социальному и политич. прогрессу. Отсюда восторженное отношение к Р. со стороны представителей реакц. крыла бурж. историографии и резко отрицательные отзывы о творчестве Р. передовых умов Германии Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 352), Г. Гейне и др.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-54, Lpz., 1867-90; Hauptwerke, Bd 1-12, Wiesbaden, 1957; Weltgeschichte, Bd 1 9, Lpz., 1888 1902.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и совр. бурж. историография, в кн.: К критике новейшей бурж. историографии, М.-Л., 1961; Смоленский Н. И., О нек-рых теоретико-методологич. принципах историч. концепции Л. фон Ранке, в кн.: Методологич. и историографич. вопросы ист. науки, Томск, 1963; Бузескул В. П., Совр. Германия и нем. историч. наука XIX столетия, П., 1915; Косминский Е. A., Историография средних веков, (М.), 1963, с. 332-50; Schilfert G., L. von Ranke, в сб.: Die deutsche Geschichtswissenschaft..., В., 1963. (Огромная заруб. лит. о Р. частично указана в названных выше работах).

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):