Советская историческая энциклопедия - шаманство
Связанные словари
Шаманство
шаманизм (от эвенкийск. (тунгус.) шаман возбужденный, исступленный человек), одна из ранних форм религии, сложившаяся у большинства народов мира в условиях первобытнообщинного строя. Осн. отличительная черта Ш. как формы религии: вера в то, что особые люди шаманы, обладают сверхъестеств. способностью в состоянии экстаза вступать в прямое общение со злыми и добрыми духами, воздействуя на к-рых, могут лечить человека, гадать и т.
п. Для Ш. свойственны определенные обрядовые действия камлания (от кам, хам назв. Ш. у нек-рых тюркских народов). Весьма сложные формы Ш. приобрело у ряда народов Юж. Сибири; шаманы этих народов пользовались спец. атрибутами ритуала (камлания) бубен с колотушкой, особый костюм с различными подвесками и др. Считалось, что духи вселяются в шамана и что во время камланий он может созывать духов, совершать к ним путешествия, обращаться с просьбами и требованиями и даже бороться с ними. Каждый шаман имел своего духа-покровителя, а также духов-помощников. Нек-рые атрибуты шаманского ритуала осмыслялись как живые существа. Так, у тувинцев и ряда др. сиб. народов бубен считался конем, на к-ром шаман мог совершать поездки во время камланий в мир духов. Состояние экстаза сиб.шаманы вызывали обычно пением, ударами в бубен, исступленными плясками. Камлания у них протекали, как правило, в форме мистерий, в к-рых шаман перед неск. присутствующими лицами изображал перипетии путешествия в мир духов, сцены борьбы со злыми духами (для чего он нередко использовал приемы чревовещания, фокусы, гипноз и т. п.), при этом у самого шамана обычно возникали галлюцинации, включавшие видения духов.
Приемы вызывания экстаза, степень "профессионализации", атрибуты ритуала, мир духов и др. у разных народов мира существенно различались. У андаманцев, напр., наблюдались лишь зачатки Ш.: считалось, что особые люди "сновидцы" общались с духами и воздействовали на них в состоянии сна. Шаманы многих народов приводили себя в состояние экстаза, не пользуясь бубном и не имея ритуальной одежды.У нек-рых народов вообще не было выделившихся шаманов и их функции выполнялись любым взрослым человеком (напр., у ительменов шаманством занимались женщины, особенно пожилые). У отдельных народов Азии, Африки, Центр. Америки, Океании и др. р-нов мира Ш. либо его пережитки и поныне сосуществуют с более развитыми религиями. Элементы Ш.
вошли во многие более поздние религ. системы. У народов Сибири и др. р-нов СССР Ш. почти полностью исчезло.Лит.: Попов А. А., Мат-лы для библиографии рус. лит-ры по изучению шаманства североазиатских народов, Л., 1932; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Вайнштейн С. И., Тувинское шаманство, М., 1964; Басилов В. Н., Среднеазиатское шаманство, М., 1973; Oblmarks A., Studien zum Problem des Schamanismus, Lund (a. o.), 1939; Paulson I., Hultkrantz Е., Jettmar K., Die Religionen Nordasiens und der amerikanischen Arktis, Stuttg., 1962.С. И. Вайнштейн. Москва. .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2058 | |
2 | 734 | |
3 | 596 | |
4 | 574 | |
5 | 562 | |
6 | 549 | |
7 | 530 | |
8 | 511 | |
9 | 499 | |
10 | 493 | |
11 | 466 | |
12 | 461 | |
13 | 447 | |
14 | 439 | |
15 | 435 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 423 | |
19 | 417 | |
20 | 379 |