Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - сикхизм

Сикхизм

сикхизм
религ.-реформаторское движение, затем религия в Индии. С. возник в Пенджабе как одна из сект бхакти. Ее основателем был Нанак (1469-1538). Строго монотеистич. учение, С. противоречиво сочетал многие положения индуизма (учение о Майе, карме и др.) с идеями бхакти и заимствованиями из мусульм. суфизма. С. провозглашал равенство всех людей перед богом, независимо от касты и социального положения, отрицал сложную обрядность и аскетизм, почитание внешних форм божества. Ранний С. отражал идеологию торгово-ремесл. кругов гор. населения, выступавших против феод. засилья и господства брахманства. С самого начала С. отличался от других сект бхакти крепкой организацией, суровой дисциплиной, беспрекословным подчинением членов секты авторитету своего главы гуру.

При ближайших преемниках Нанака секта сикхов получила четкую организацию. По месту своего жительства сикхи были разделены на терр. округа, во главе к-рых стояли уполномоченные гуру (масанды). Третий гуру Амар Дас (1552-74) превратил власть гуру в наследственную и явился основателем династии сикхских духовных правителей. Пятый гуру Арджуна (1581-1606) составил священную книгу сикхов Адигрантх. В ней он собрал высказывания и поучения, приписываемые Нанаку и трем последующим гуру. При составлении этой библии сикхов Арджуна внес в нее следующий стих: "Знайте, что бог и гуру одно и то же". Так был провозглашен принцип божественности гуру, увеличивавший их власть над членами секты.

К 17 в. гуру и масанды, к-рые присваивали себе значит. часть собранных пожертвований, превратились фактически в богатых феодалов. По своему образу жизни они мало чем отличались от мусульм. и индусских феодалов. Однако демократизм С. обеспечил его популярность в низах общества среди крестьян и ремесленников. Приток радикальных элементов в секту сикхов, особенно массовый приток джатов (крестьян), усилившийся со 2-й пол. 17 в. в связи с резким ухудшением положения крестьян-общинников, привел к постепенной революционизации С.

Идеология С. приобрела боевой, открыто выраженный антифеод. характер. 10-й и последний гуру Говинд Сингх (1675-1708) в 1699 собрал общий съезд сикхов, на к-ром объявил сикхов общиной равных (хальсой), а общее собрание высшим органом сикхов; каждому сикху вменялось в обязанность всегда быть вооруженным и готовым к борьбе. Были установлены и нек-рые внешние знаки, к-рые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Все они были обязаны носить тюрбан, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребенку и браслет. Кроме того, каждому присваивался благородный титул "сингх" (лев). При Говинде двери общины были широко открыты для выходцев всех религий, в т. ч. мусульман. Т. о., С. стал идеологич. знаменем борьбы народов Пенджаба против феодалов и империи Великих Моголов. В нач. 18 в. вспыхнуло восстание сикхов (см. Сикхов восстания). В 1765 сикхи создали свое гос-во в Пенджабе. Однако во 2-й пол. 18 в. в сикхской общине усилился процесс феодализации, сикхские вожди (сардары) сами превратились в феодалов и С. потерял черты антифеод. демократич. идеологии. Гос-во сикхов просуществовало до 1849, когда англичанам после двух ожесточенных войн (см. Англо-сикхские войны) удалось аннексировать Пенджаб.

Совр. С. представляет собой религию с традицион. догмами. В связи с классовым расслоением и обострением социальных противоречий среди сикхов появились различные секты и политич. партии (напр., Акали).

Лит.: Рейснер И. M., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961; Семенова Н. И., История сикхского движения в Индии, М., 1963; Кочнев В. И., Государство сикхов и Англия, М., 1968; Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its Gurus, sacred writings and authors, v. 1-6, Oxf., 1909; Gupta H. R., History of the Sikhs, v. 1-3, Calc. Lahore, 1939-44; то же, 2 ed., v. 1, Simla, 1952; Khushwant Singh, The Sikhs, L., 1953.

В. И. Кочнев. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ученик религия, возникшая в XVI в. в Северо-Западной Индии, отразившая протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя и феодального гнета. Основатель гуру Нанак (1469—1539). В XVII в. в общину сикхов усилился приток крестьян, она приобрела черты военно-демократической организации. Это была община равных, отрекшихся от касты и племени. Идеология С. стала открыто антифеодальной, стала знаменем борьбы народа против Великих Моголов. Борьба завершилась созданием государства сикхов (см.), превратившегося со временем в типичное феодальное государство, просуществовавшее до завоевания его англичанами в 1849 г. С. признает единого неперсонифицированного бога, все явления окружающего мира — лишь проявление высшей силы творца. С. отрекся от ортодоксального индуизма. Вероучение изложено в книге «Грантх Сахиб». ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):