Советская историческая энциклопедия - талмуд
Связанные словари
Талмуд
талмуд
(древнеевр., букв. учение, изучение) собрание догматич., религ.-этич. и правовых законоположений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н. э. 5 в. н. э. и составленных частью на др.-евр. языке, частью на диалектах арамейского. Содержит поучения по вопросам морали, права, рассуждения о догматике и культе иудаизма, мифы и легенды о мироздании и человеке, элементарные сведения по медицине, астрономии, географии. Самая древняя часть Т. Мишна повторяет и обновляет толкование "Моисеева закона" (Торы, см. Пятикнижие), к-рый в его первоначальном виде перестал соответствовать изменившимся со времени его создания условиям. Мишна включает в себя толкования Торы, собранные и отредактированные "законоучителем" Иегудой Ганаси в 210 н. э. Она состоит из 6 отделов (63 трактата). В Мишне содержатся сведения о земледелии, регламентируется поведение верующих, излагается семейное, гражд. и уголовное право и т. д. Впоследствии Мишна стала предметом толкования иудейских богословов Палестины и Вавилонии. Собрание толкований Мишны наз. Гемарой, к-рая вместе с Мишной и составляет Т.По своей структуре Т. состоит из Галахи и Агады, переплетающихся друг с другом. Галаха правовые положения, регламентирующие религ., семейную и гражд. жизнь иудеев; складывалась с 4 в. до н. э., когда т. н. книжники (соферим) занялись комментированием Ветхого завета; развитие получила в 1-2 вв. н. э. (после разрушения (в 70 н. э.) Иерусалимского храма). Агада мифы, легенды, притчи, рассказы, сопутствующие Галахе; значит, влияние на Агаду оказали переднеазиат. эллинистич. и рим., а также иран. культуры.Различают Палестинский и Вавилонский Т. (по месту составления Гемары). Т. обязан своим происхождением мн. лицам, к-рые жили в разное время и в различных местах.Т. пронизан идеей зависимости человека от бога, неизменяемости социальных порядков, проповедью смирения и терпения.Лит.: Беленький М. С., Что такое Талмуд, 2 изд., М., 1970; Neusner J., A history of the Jews in Babylonia, v. 1-5, Leiden, 1966-70.См. также лит. при ст. Иудаизм.М. С. Беленький. Москва. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
— изучение — свод религиозных трактатов, закрепивших идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма феодального периода. Письменное оформление Т. длилось три века (ill—V вв.), как устная традиция возник значительно раньше. В Т. отразился комплекс эсхатологических идей: представления о конце света, вера в страшный суд, воскресение из мертвых и загробное воздаяние, неизвестных ранее религиозному сознанию евреев. В нем разработана громоздкая система иудейской обрядности, состоящая из 248 повелений и 365 запретов. В условиях жизни в так называемой диаспоре культовые предписания Т. закрепляли господство иудаизма и способствовали превращению средневековых еврейских общин в закрытые религиозные корпорации во главе с раввинами. Этим же целям были подчинены и нормы религиозного законодательства, составившие кодекс талмудистского уголовного, гражданского и семейного права. Т. связан с деятельностью соферим (книжников), которые возглавили синагоги, возникшие первоначально в III в. до н. э. в Египте, позднее -в других странах. Соферим положили начало толкованию Торы, которая уже не соответствовала...Исторический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2063 | |
2 | 739 | |
3 | 602 | |
4 | 581 | |
5 | 570 | |
6 | 555 | |
7 | 535 | |
8 | 514 | |
9 | 504 | |
10 | 501 | |
11 | 469 | |
12 | 469 | |
13 | 457 | |
14 | 447 | |
15 | 439 | |
16 | 436 | |
17 | 432 | |
18 | 429 | |
19 | 422 | |
20 | 384 |