Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - упанишады

Упанишады

упанишады
(санскр. упанишад, букв. сидение около (наставника), в дальнейшем сокровенное знание, тайное учение) др.-инд. трактаты преим. этико-филос. характера, складывавшиеся, по-видимому, с 8-6 вв. до н. э. вплоть до 14-15 вв. н. э. как комментарии к текстам вед. Известно св. 200 У.

При всей неоднородности воззрений У. для них характерно монистич. осмысление мира (идея о тождестве высшего объективного начала Брахмана, и высшего индивидуального начала Атмана). Воздействие У. прослеживается в религ.-филос. системах буддизма, йоги, санкхьи; на их основе была создана система веданты. Философия У. оказала влияние на взгляды крупнейших инд.

Мыслителей Шанкары (8-9 вв.), Рамануджи (11 в.) и др., вплоть до 20 в. (Р. Тагор). У. один из важнейших памятников по истории инд. культуры; содержат интересный материал по древней истории Индии.

Публ. в рус. пер.: Брихадараньяка упанишада, М., 1964; Чхандогья упанишада, М., 1965; Упанишады, М., 1967; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1925.

Лит.: Сыркии А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1, пер. с англ., М., 1956, с. 112-223.

А. Я. Сыркин. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  сокровенное знание религиозно-философские комментарии в Ведам, составлялись с VII—III вв. до н. э., делятся на ранние и поздние. Основное назначение — обоснование брахманизма и ряда идеи, легших в основу буддизма (учение об ахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание). В У. выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение. Учение о слиянии атмана (индивидуальной души) и брахмана (божественной души) составило догмат мокша — освобождение от цепи индивидуальных рождений. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):