Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - вольтер

Вольтер

вольтер
(Voltaire) (псевдоним; наст. имя Франсуа Мари Аруэ (Arouet)) (21.XI.1694 30.V.1778) франц. писатель, публицист, историк и философ, один из крупнейших деятелей франц. бурж. просвещения 18 в. Род. в Париже в семье судейского чиновника, получил образование в иезуитском коллеже (Louis le Grand). За вольнодумные идеи в своих ранних произв. дважды (в 1717 и в 1725) был заключен в Бастилию, где написал трагедию "Эдип" (1717). пронизанную тираноборч. настроениями. В 1726-29 жил в Англии. В 1733 опубликовал в англ. пер., а в 1734 на франц. яз. "Философские (или английские) письма" ("Lettres philosophiques sur les Anglais"), в к-рых характеризовал с позиций, враждебных феодализму, англ. бурж. порядки, философию (Локк), науку (Ньютон), лит-ру (Шекспир, Мильтон). Франц. издание этого произв. было конфисковано и сожжено, издатель посажен в тюрьму, а В. вынужден был скрываться в Лотарингии, где он (с небольшими перерывами) провел в замке Сирй ок. 15 лет. Там им были написаны "Трактат о метафизике" ("Traité de métaphysique", 1734), поэма "Светский человек" ("Le Mondain", 1736), "Основы философии Ньютона" ("Eléments de la philosophie de Newton...", 1738) и др. С ростом популярности В. его пытаются привлечь ко двору как Людовик XV, так и Фридрих II, Екатерина II. Людовик XV в 1745 назначил В. королевским историографом. Однако вскоре, вызвав своими стихами недовольство фаворитки короля г-жи Помпадур, В. был вынужден покинуть двор. В 1750-53 находился при дворе прус. короля Фридриха II, разлад с к-рым вынудил его бежать в Швейцарию, где он прожил до 1778 (сначала в имении Делис, а затем в Ферне). Этот период жизни В. самый плодотворный. Защита В. жертв католич. церкви (Каласа, Сирвена и Лабарра), борьба с феодализмом и крепостничеством, сотрудничество в "Энциклопедии" Д. Дидро, работа над множеством трактатов и памфлетов ("Мемуары" (Mémoires, 1753), "Опыт о нравах и духе народов" ("Essai sur les moeurs et l'esprit des nations", 1765-69), "Трактат о веротерпимости" ("Traité sur la tolérance", 1763), "Философский словарь" ("Dictionnaire philosophique", 1764-69) и др.) сделали его главой просветительства, "вождем обществ. мнения", выразителем новой идеологии. Для борьбы со старым миром В. использовал все формы пропаганды от науч. трактатов до различных жанров художеств. лит-ры. В своих трактатах и памфлетах В. решительно выступал против католич. церкви под лозунгом "раздавить гадину!" ("Ecraser l'infâme!"). После смерти Людовика XV B. получил возможность вернуться в Париж (1778), где он был встречен с триумфом. Не выдержав волнений, 30 мая 1778 В. умер. Несмотря на то, что он незадолго до смерти в письменном заявлении формально примирился с церковью, церковь запретила хоронить его в Париже; тело В. тайно похоронили в Шампани в аббатстве Сельер. В дни революции, в 1791, по постановлению Нац. собрания, прах В. был торжественно перенесен в Пантеон.

В мировоззрении В. отразилась противоречивость положения франц. буржуазии 18 в. эксплуататорского класса, вынужденного для сокрушения феодализма и завоевания политич. власти опираться на народ. В. неутомимо боролся с католич. церковью, религ. суевериями и предрассудками, отвергал бессмертие души и пропагандировал идеи Локка, Бейля, Ньютона. В., однако, не предлагал полного уничтожения религии, по своим филос. воззрениям он был деистом. С практич. точки зрения своего класса он считал необходимым сохранение религии как средства обуздания народа ("черни"). Борясь против социального неравенства феод. об-ва, требуя освобождения крестьян от крепостной зависимости, критикуя феод. юстицию, В. отстаивал формальное равенство всех граждан перед законом, но отнюдь не равенство экономическое. Для В. собственность необходимый признак полноправного гражданства (крестьянина В. защищал потому, что видел в нем собственника), и он полемизировал со всеми, кто на нее в той или иной мере покушался, хотя бы теоретически (Ж. Мелье и др.). В. одним из первых франц. просветителей отверг идеалистич. философию, познакомил франц. читателей с англ. материализмом, выступил в рамках деизма с пропагандой своих материалистич. взглядов на природу, призывая к изучению конкретных явлений мира. "Следует поступать так, как поступали Бейль, Галилей, Ньютон: рассматривать, взвешивать, считать и измерять, но никогда не отгадывать", призывал В. Однако в своем понимании движущих сил истории В. не вышел за пределы идеалистич. концепции. Придавая исключит. значение силе идей, воплощенных в сознат. и целенаправл. деятельности отд. историч. личностей (к числу таких идей В. относил и религ. фанатизм), В. недооценивал роль нар. масс, рассматривая их как "опасную стихию" историч. процесса. Пропагандируя просвещение как необходимый элемент прогресса, В. не предлагал просвещать "сапожников и служанок", к-рые, по его мнению, должны оставаться в невежестве, чтобы безропотно работать на нового господина буржуа ("когда чернь начинает рассуждать все погибло", утверждал В.). В области политических идей В. был сторонником "просвещенного абсолютизма", хотя подчас склонялся и к конституционной монархии и даже к республике.

В ист. работах ("История Росс. империи в царствование Петра Великого" ("Histoire de l'Empire de Russie sous Pierrele Grand", t. 1-2, 1759-63, рус. пер., ч. 1-2, 1809); "История царствования Людовика XIV и Людовика XV..." ("Le siècle de Louis XIV", 1751, 1753, "Précis du siècle de Louis XV", 1769, рус. пер., ч. 1-4, 1809); "Философия истории" ("La philosophie de l'histoire", 1765, рус. пер., 1868); "История Карла XII, короля шведского" ("Histoire de Charles XII", 1731, рус. пер., 1900, 1901, 1909) и др.), написанных с привлечением обширного фактич. материала, В. выступал за историю как науку, основанную на точных источниках. В. стремился изучать естеств. среду, социальные отношения, историю торговли и изобретений, а не только жизнь королей и полководцев, оказав этим влияние на бурж. историографию. Внимание В. как историка привлекали не только Европа, но и Азия, Африка, Америка. Сохраняя характерное для просветителей деление народов на "цивилизованные" и "дикие", В., однако, значительно расширял круг первых: наряду с традиц. "культурными" народами римлянами и греками у него фигурируют, например, народы мусульм. Востока, Китая, как воплощение филос. мудрости и высокой духовной культуры. Этот многообразн. ист.-географич. материал был широко использован В. в его драматургии ("Смерть Цезаря" ("La mort de César", 1735), "Скифы" ("Les Scythes", 1767), "Китайский сирота" ("L'orphelin de la Chine", 1755) и др.).

Ист. взгляды В., как и все его науч. и лит. наследие, оказали большое влияние на либеральные круги буржуазии европ. гос-в кон. 18 нач. 19 вв. В период франц. бурж. революции кон. 18 в. умеренная буржуазия видела в лице В. одного из главных своих идеологов, вдохновителя декларации 1789. Первой работой бурж. вольтероведения была книга друга В. Ж. А. Кондорсе. В годы Первой империи (1804-14 и 1815) влияние идей В. несколько ослабело. Однако в период реставрации Бурбонов (1815-30) буржуазия, ущемленная клерикально настроенной реакцией, снова обратилась к его наследию.

После революции 1848 и в особенности после Парижской Коммуны 1871 напуганная мощным движением пролетариата буржуазия, стараясь доказать, что обществ. строй лучше усовершенствовать путем реформ, а не революц. преобразованиями, стремилась использовать в этих целях теоретич. наследив В. Бурж. историки (Г. Лансон, Дж. Морли, Д. Штраус и др.) с симпатией писали о его политич. умеренности, стремлении к компромиссу, о необходимости сохранения религии для неимущих классов, о вреде просвещения для народа. Наряду о этим для бурж. вольтероведения того периода характерна также критика В. за его решит. борьбу с католич. церковью (Г. Гетнер и др.). В борьбе В. с феодализмом стремились видеть только проявление отвлеч. гуманизма (Ш. Шассен, Ф. Косси).

Бурж. историография нач. 20 в. придерживается в осн. традиций кон. 19 в. В работах этого периода публиковался обширный и интересный, но почти не подвергаемый анализу фактич. материал. Нек-рые бурж. историки 20 в. (Ж. Пеллисье) пытались искать социальные корни умеренности обществ.-политич. идеалов В., но для историков-идеалистов эта задача была непосильна.

В новейшее время бурж. исследователи по-прежнему увлекаются биографич. подробностями, уходя от анализа более важных вопросов (Ф. Вегине), а нек-рые (Г. Крувезье) сознательно извращают подлинный смысл деятельности и творчества В. Особенно злобные нападки зачастую вызывает борьба В. против католич. церкви. В последние десятилетия мировое вольтероведение разрослось в целую отрасль знаний.

В России переводы соч. В. начали появляться с сер. 18 в. В период франц. бурж. революции 1789-94 издание трудов В. было запрещено спец. указом Екатерины II. На языке реакции слова "вольтерьянец", "вольтерьянство" приобрели значение бунтовщика, вольнодумца, безбожника. Передовая часть рус. общества высоко ценила В. В 1746 В. был избран почетным чл. Росс. академии наук. А. Н. Радищев считал В. таким ученым-мыслителем, труды к-рого "читаны будут доколе не истребится род человеческий". В: Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев, защищая В. от грязной клеветы реакц. писателей, отмечали его глубоко нац. творчество, оказавшее огромное влияние на развитие мировой лит-ры и особенно освободит. движения. Русское вольтероведение ведет свое начало с работы прогрессивного историка А. А. Шахова ("Вольтер и его время", 1907, 2 изд., 1912), в к-рой подчеркивается революц. значение борьбы В. против католич. церкви и отмечается в целом прогрессивность его социальных воззрений. С особым интересом к наследию франц. просветителей относились рус. революционеры кон. 19 нач. 20 вв. Г. В. Плеханов в своих работах "К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю" (1895), "От утопии к науке" (1912-16) и ряде др. дал глубокий анализ обществ., филос. и эстетич. идей просветителей 18 в., а В. Засулич посвятила В. интересную популярную книгу ("Вольтер", 1909).

Работы сов. ученых (К. Н. Державин, "Вольтер", 1946 (имеется библиография); В. П. Волгин, "Вольтер-историк", "ИЖ", 1945, кн. 4; Е. А. Косминский, "Вольтер и ист. наука", "ИАН", 1945, No 1; М. Нечкина, "Вольтер и рус. общество", "Большевик", 1944, No 22; публикации В. С. Люблинского и др.), основанные на марксистском методе, внесли новый вклад в мировое вольтероведение. Науч. анализу были подвергнуты вопросы о взглядах В. на религию, о его обществ.-политич. идеалах и т. д. Сов. исследования осн. на большой архивной базе. В Ленинграде в Гос. публичной б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина хранится личная библиотека В., к-рая была куплена в 1778 Екатериной II у наследницы В. за 135 тыс. ливров. В ней насчитывается 6 902 тома с многочисл. пометками В. Хранятся также и рукописи В.: черновики писем, письма, материалы к его произв. и т. д. Кроме того, в той же библиотеке в Ленинграде хранится б. ч. архива Бастилии, содержащая полицейское досье В. Ценнейшие материалы хранятся и в др. б-ках и архивах СССР.

Соч.: Oeuvres, complétes, v. 1-92, Kehl, 1784-89 (изд. завершено Beaumarchais); Oeuvres, v. 1-70, avec préfaces... par M. Beuchot, P., 1828-1934; Oeuvres, nouv. ed., v. 1-52, P., 1877-82; Oeuvres historiques, (v. 1-2), P., 1957; в рус. пер. Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1-2, М.-Л., 1931; Орлеанская девственница, М.-Л., 1935; Философские повести, М., 1954; Избранные произведения, М., 1956; Письма, М.-Л., 1956; Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма, т. 1-2, М., 1961.

Лит. (кроме указанной в ст.): Вольтер. Статьи и материалы, Л., 1947 (Труды научной сессии, посвященной Вольтеру); Вольтер. Статьи и материалы, под ред. акад. В. П. Волгина, М.-Л., 1948; Библиотека Вольтера. Каталог книг, М.-Л., 1961; Morley J., Voltaire, L., 1874, рус. пер. 1889; Strauss D., Voltaire. Sechs Vorträge, Lpz., 1872, рус. пер. 1906; Lanson G., Voltaire, P., 1906; Pellissier G., Voltaire-philosophe, P., 1908; Caussy F., Voltaire, seigneur de village, P., 1912; Barr M. M. H., A century of Voltaire study; a bibliography of writings on Voltaire, 1825-1925, N. Y., 1929; Naves R., Voltaire et l'Encyclopedie, P., 1938; Brumfitt J. H., Voltaire historian, L., 1958.

И. И. Сиволап. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1694 1778) знаменитый французский писатель, полностью выразивший в своих произведениях те идеи XVIII века, которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое влияние на его духовное развитие имело его трехлетнее пребывание в Англии, куда он был выслан за обличения абсолютистского режима Франции. В то время (1723 г.) Англия была центром научного и освободительного движения, и вернувшись оттуда, Вольтер стал говорить в своих философских письмах о вещах, неведомых тогдашней Франции: о свободе печати, о гласном судопроизводстве, уважении к собственности, личной свободе и других принципах нарождающегося третьего сословия. Главная заслуга Вольтера в его беспощадной борьбе с деспотизмом и с католической церковью с суеверием, ханжеством и лицемерием в вопросах религии и морали. Его орудием в этой борьбе была злая и блестящая ирония, создавшая ему славу гения свободомыслия и насмешки. Вольтер был деятельным участником французской энциклопедии. Все статьи, написанные им для нее, были изданы отдельной книгой ("Философский словарь"), представляющей собою свод освободительных идей XVIII века. В вопросах искусства Вольтер не...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):