Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - боэций

Боэций

боэций
Аниций Манлий Торкват Северин

(ок.480—524) — рим. философ, ученый, поэт, теоретик музыки, гос. деятель. Родился в Риме в знатной семье; рано оставшись без отца, воспитывался в доме знатока рим. истории сенатора Симмаха. Получил блестящее образование в Риме и др. городах (возможно, в Афинах). Рано стал гос. деятелем и играл заметную роль при дворе короля остготов Теодориха Великого. В 20 лет стал министром, в 30 — консулом, ведал обеспечением войска продовольствием и пр. В 522 г. стал главой правительства, получил пост министра оффиций (первого министра) в правительстве Теодориха. В 523—524 гг. против Б. был составлен заговор по обвинению в гос. измене — тайных связях с Византией. Б. попал в тюрьму, но отказался просить короля о помиловании и в конце 524 г. (или в нач. 525 г.) был казнен.

Полит, и гос. деятельность не являлась главным для Б. Большую часть своего времени он отдавал наукам. Б. теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности ее высшей ступени — квадривиума, и написал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии (ок. 500 г.). Два последних вскоре были утрачены, а по первым двум в Зап. Европе учились в течение всего Средневековья.

Важен вклад Б. в развитие логики. Он занимался переводами соч. Аристотеля, выполнил комментарии к ним. До XII в. Зап. Европа знала труды Аристотеля преимущественно по его переводам и комментариям. Б. комментировал также труды Порфирия, Цицерона, намеревался перевести все произведения Платона и Аристотеля, а затем и показать их общность.

Долгое время Б. был душой ученого кружка, в который входили Симмах, папа Иоанн I, известный комментатор лат. авторов Маворций и др. (см. «Остготское возрождение»). Его называют «отцом схоластики», поскольку он первым в Зап. Европе попытался интерпретировать проблему веры и разума с помощью логики Аристотеля и выработал основы «схоластич.» метода и логич. терминологию, стремясь снабдить философию и логику своим инструментарием.

Перед казнью Б. написал небольшое соч. «Об утешении философией», которое стало одним из самых читаемых произведений Средневековья и Возрождения. Оно представляет собой филос. трактат, исповедь и поэму одновременно. Б. пытался осмыслить категории добра и зла, духовного и телесного, вечности и конечности бытия, понять свою судьбу как элемент мироздания. В этом соч. с наибольшей полнотой представлена филос. система Б.

Лит.: Боэций. Наставления к музыке // Муз. эстетика западноевроп. Средневековья и Возрождения. М., 1966; Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990; Майоров Г.Г. Боэций и его роль в истории западноевропейской культуры // Вопр. философии. 1981. № 4; Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины