Средневековый мир - экхарт
Связанные словари
Экхарт
(ок.1260—1327) — философ-мистик, монах-доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун-те. В 1303—1311 гг. — провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. — профессор в Париже, с 1313 г. — в Страсбурге и с 1320 г. — учитель чтения в Кёльне.
Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество — безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через свое самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.
По концепции Э., человек способен познать Бога, поскольку в человеч. душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешенная от всего, вознесется до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольется с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека.
Ортодоксальное христианство не могло принять концепцию Э. В 1329 г. папская булла объявила 28 положений его учения ложными.
Э. дал определенный импульс развитию нем. мистики, предвосхитил идеалистич. диалектику Гегеля, сыграл большую роль в становлении литературного нем. языка. Он — учитель И. Таулера и Г. Сузо. Ему многим обязан Лютер.
Лит.: Экхарт Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 849 | |
2 | 681 | |
3 | 640 | |
4 | 564 | |
5 | 538 | |
6 | 523 | |
7 | 516 | |
8 | 513 | |
9 | 481 | |
10 | 421 | |
11 | 410 | |
12 | 404 | |
13 | 393 | |
14 | 388 | |
15 | 385 | |
16 | 377 | |
17 | 376 | |
18 | 375 | |
19 | 371 | |
20 | 369 |