Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - фичино марсилио

Фичино марсилио

фичино марсилио
(1433—1499) — ит. гуманист, философ, представитель флорентийского неоплатонизма. Родился в семье врача в тосканском местечке Фильине. Изучал медицину и философию в ун-те Флоренции, знаток греч. языка. В течение многих лет занимался переводами с греческого. К 1468 г. Ф. закончил перевод всех диалогов Платона, он — автор ряда философско-теологич. сочинений: «Комментарий на «Пир» Платона» (1469), «Платоновская теология о бессмертии души» (1469—1474), «О христианской религии» (1474), «О жизни» (1489), «О солнце и свете» (1492) и других, в которых развивает свою концепцию на основе платонизма. В 1495 г. Ф. издал «Письма» — небольшие трактаты, заметки литературного и науч. характера.

В 60-е годы Ф. стал главой Платоновской академии — литературного и филос. центра Флоренции, членами которой были гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Джованни Нези, а также правитель Флоренции Лоренцо Медичи.

В философии Ф. основное место занимали проблемы онтологии, космологии и гносеологии. Гуманист считал, что космос един, прекрасен в своей упорядоченности и находится в постоянном движении, источник которого, а также жизни космоса — душа, к ней причастна и бессмертная душа человека-микрокосма. Причастность человека к мировой душе объясняет, по мысли Ф., безграничность его познания, его творческие возможности, которые делают его равным Богу. Человек занимает центр, положение в мире. Разум человека, его интеллект, опыт являются главным в познании. Этику Ф. строит на принципе исключительности души человека, наделенного свободной волей. Главным в ней стал идеал мудреца, исполненного творческих свершений. Ф. считал, что между божественным предопределением, природной необходимостью (роком) и свободной волей человека не может быть противоречия, если его деяния опираются на знание законов миропорядка. Благоразумие и мудрость становятся преградой слепому случаю (Фортуне). В отличие от гражданского гуманизма с его принципом активности, Ф. выдвигал на первый план идеал созерцательной жизни. Мудрец достигает «спокойной жизни», сосредоточиваясь на созерцании, отойдя от гражданских дел.

Сочинения Ф., его переводы получили самое широкое распространение уже в XV в. Его идеи оказали влияние на развитие гуманизма в других европ. странах — в Германии, Испании, Англии, во Франции.

Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Брагиной. М, 1985; Брагина JIM. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М, 1983; Горфункелъ АХ. Философия эпохи Возрождения. М, 1980; Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины