Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - фома аквинский

Фома аквинский

фома аквинский
(1225/1226-1274) — философ, теолог, схоласт, из рода ит. графов Аквино. В 1243 г. вступил в орден доминиканцев. Учился в Сорбонне (1245—1248), у нем. теолога Альберта Великого, завершил образование в Кёльне (1248—1252), куда последовал за учителем. В 1256 г. стал магистром Парижского ун-та. В 1259—1269 гг. преподавал богословие в Италии (Ананья, Рим), в 1269 г. вернулся в Парижский ун-т, где выступил против аверроистов Сигера Брабантского, Джона Пекхема и др. Основные соч. Ф.А. — «Сумма теологии» (1265—1273) и «Сумма против язычников» (1261—1264). В споре об универсалиях занимал позицию умеренного реализма. Философия Ф.А.— своего рода попытка приспособить Аристотеля к учению католич. церкви; он систематизировал и обосновал христиан, догматику посредством учения Аристотеля, создал свою философско-теологич. систему, в которой синтезировал христиан, идеи с перипатетическими, полностью подчинив философию теологии. Основной принцип философии Ф.А. — гармония веры и разума. Считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога. В случае конфликта истин разума и истин откровения отдавал предпочтение истине откровения. Обосновал идею всеобщего главенства папы как Божьего наместника на земле, считал власть монарха священной, но допускал выступления против монархов-тиранов. Последние годы жизни провел в Италии. Умер на пути в Лион, следуя на Лионский вселенский собор. В 1323 г. канонизирован. Специальной энцикликой Льва XIII (1879) учение Ф.А. признано официальной и единственно истинной философией католицизма.

Лит.: Фома Аквинский. О правлении государей / Пер., прим. Н.Б. Срединской // Полит, структуры эпохи феодализма в Зап. Европе VI-XVII вв. Л., 1990; Азнаурян Ш. Учение Фомы Аквинского о душе, интеллекте и современный неотомизм // Вестн. общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1979. № 6; Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М„ 1969; Боргош Ю. Фома Аквйнский. М., 1975; Бронзов А А. Аристотель и Фома Аквинат в их отношении к учению о нравственности. СПб., 1884; Гараджа В.И. Фома Аквйнский и современная католическая философия //Науч. доклады высшей школы. Филос. науки. 1976. № 2; Кичанова ИМ. Философия Фомы Аквинского // Вопр. философии. 1958. № 3.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1225 или 122674 гг.) философ и теолог. Доминиканец. Сформулировал основной принцип схоластики (тип религиозной философии): Философия служанка богословия. В основу своей философской системы положил христианизированное учение Аристотеля, использовал его идеи для укрепления католической церкви и религиозной веры. Призывал к уничтожению еретиков, объявлял священной власть монарха. Социальное неравенство объяснял как иерархию, установленную Богом. Сформулировал пять доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Основные сочинения: Сумма теологии, Сумма против язычников. В 1323 г. был канонизирован католической церковью. В 1879 г. в энциклике папы Льва XIII труды Фомы Аквинского признаны единственно истинной философией католицизма. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины