Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - францисканцы

Францисканцы

францисканцы
члены нищенствующего монашеского ордена, созданного Франциском Ассизским. Важной особенностью устава ордена было требование отказа не только от индивидуальной собственности каждого монаха (в соответствии с обетом бедности), но и коллективной собственности всего ордена. По предписанию Франциска его последователи должны были добывать пропитание поденными работами либо испрашиванием милостыни (брать деньги запрещалось), проповедовать евангельский образ жизни в обществе. Поначалу странствующие и проповедующие ф. не имели постоянных мест обитания, монастыри у ф. появились позднее.

Численность ф. росла быстро, уже в 1217 г. у Франциска Ассизского было 5 тыс. последователей. В орден вступали люди различной социальной принадлежности, но основную массу составляла гор. беднота. По уставу, во главе ордена стоял избираемый генерал. Он имел право созывать генеральный капитул — общее собрание всех ф. (позднее из-за возрастания численности ф. на капитул собиралась лишь иерархия ордена, большинство же монахов участвовало лишь в собраниях по провинциям). Территория действия ордена ф. была разделена на провинции во главе с провинциалами, обладавшими исключительным правом приема новых членов ордена.

По замыслу пап, орден ф. был создан как орудие борьбы с тогдашним массовым недовольством богатствами церкви, феодалов. Орден должен был впитать в себя таких недовольных, поставить их под контроль папства, ведь руководство ордена требовало повиновения церковной иерархии.

Ф. активно занимались проповеднической деятельностью, миссионерством. Напр., в конце XIII в. францисканец Иоанн Монтекорвино был направлен в Китай, и орден обосновался и там. Вместе с доминиканцами ф. вскоре стали играть ведущие роли в преподавании в университетах. Среди них появились известные ученые (Роджер Бэкон, Уильям Оккам, один из генералов ордена Джованни Бонавентура и др.). Ф. вели борьбу с ересями и приняли активное участие в инквизиции. Однако и часть самих ф. стала жертвами инквизиции. Это были т.наз. «спиритуалы». Спиритуалы требовали строгого соблюдения заветов Франциска Ассизского, прежде всего абсолютной нищеты. Противниками их выступали конвентуалы, считавшие возможным отступление от этого принципа. Верх в ордене взяли конвентуалы, и папа Иннокентий IV смягчил строгости устава ф., объявив, что все, чем владеет орден, является собственностью папы. Таким образом, был обойден запрет для ф. иметь индивидуальную либо коллективную (всего ордена) собственность. Спиритуалы выступили против этого решения. Их лидеры (Джерардо ди Борго Сан-Донино, Петр Оливи) осуждали «плотскую» (т.е. католическую) церковь и предвещали ее замену церковью «духовной», основанной на первохристиан. идеалах. У спиритуалов нашлось немало последователей и среди светских людей. Из среды спиритуалов вышел Герардо Сегарелли, основатель секты «апостольских братьев». Именно эта секта подготовила восстание Дольчино.

Взгляды спиритуалов были объявлены ересью, ими занялась инквизиция. Тело умершего Оливи было извлечено из земли, а его прах развеян по ветру. К 30-м гг. XIV в. движение спиритуалов было разгромлено.

Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Керов ВЛ. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII — начале XIV века. М., 1986; Котляревский С А. Францисканский орден и римская курия в XIII—XIV вв. М., 1901; Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — католический нищенствующий монашеский орден, создан Франциском Ассизским в Италии в 1207—1209 гг. Вскоре получил распространение и в других западноевропейских странах. Самим основателем был назван Орденом меньших братьев, под этим названием утвержден папой в 1223 г. Уставное требование бедности относилось у Ф. не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Ф. жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден со временем превратился в надежного защитника интересов папства: Ф. вели борьбу против ереси, участвовали в инквизиции. В 1256 г. папа предоставил Ф. право преподавания в университетах. Ф. занимались и миссионерской деятельностью. В XVI—XVIH вв. они были изгнаны из некоторых стран, однако и в настоящее время яапяются одним из влиятельных католических орденов. ...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины