Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - иконоборчество

Иконоборчество

иконоборчество
социально-полит, и религ. движение в Византии в VIII— первой пол. IX в. Прежде всего было борьбой военно-землевладельч. фемной знати (положение которой значительно укрепилось в связи с воен. успехами Византии) и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и монашества, за секуляризацию монастырских земель и раздачу их военным.

Стремление императоров поднять престиж центр, власти и ослабить влияние вышедших из-под контроля церк. иерархов и монашества вылилось в форму идеологич. борьбы против почитания икон. Культ икон, мощей, церк. реликвий был в руках церкви мощным орудием воздействия на население и приносил большие доходы церкви и монастырям.

Иконоборческое движение возглавили сами императоры Исаврийской династии, выражавшие интересы военно-служилой знати. В 726 г. император Лев III Исавр открыто выступил против почитания икон. Идеи и. нашли поддержку среди части народных масс, недовольных ростом монастырского землевладения. Оплотом и. стали вост. провинции империи, Малая Азия и Армения. На стороне иконопочитателей объединилось высшее духовенство и монашество, гор. сановная знать, верхушка константинопольских торгово-ремесленных кругов, обеспокоенных усилением воен. сословия. С особой силой развернулась полит, и идейная борьба при императоре Константине V, который начал проводить конфискацию церк. сокровищ и секуляризацию монастырских земель и передавать их в виде пожалований военно-служилой знати.

Кульминацией борьбы стал церк. собор 754 г., запретивший почитание икон как в храмах, так и в частных домах. Иконопочитание объявлялось «эллинской» ересью, а его защитники предавались анафеме.

В последней четв. VIII в. основные цели были достигнуты: материальное положение оппозиционного духовенства было подорвано, его сокровища и часть земель конфискованы, иконы и мощи уничтожены, многие монастыри закрыты, подверглись разгрому крупные центры сепаратизма. Решена была и вторая задача иконоборцев — отныне фемная знать подчинялась престолу. Иконоборческая политика ко второй четв. IX в. утратила свою остроту. В 843 г. иконопочитание было восстановлено.

Лит.: Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX в. М.; Л., 1961.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  – социально-политическое и религиозное движение против культа икон, иконопочитания. Началось в ряде восточно-христианских стран в VII—VIII вв. В Византии выступления против икон в VIII-первой половине IX вв. приобрели характер движения против церкви, монастырского землевладения и выражавшего интересы разных социальных слоев. Иконоборцы, ссылаясь на Библию, труды церковных авторитетов, объявляли иконы идолами, а сам культ икон — иконопоклонством. Движение подрывало христианское учение о возможности обращения к сверхъестественному миру через религиозные символы. Против выступали знать, церковники, монашество. Император Лев III, стремясь укрепить государственную власть, опираясь на провинциальную знать, запретил в 730 г. культ икон, конфисковал церковно-монастырские сокровища. Культ икон на соборе в 754 г. был объявлен ересью. Но использование идей И. антифеодальным демократическим движением, в частности, лавликианством, заставило сплотиться различные слои высших классов, и на I Никейском соборе в 787 г. культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843 г. Лозунги И. использовались в XVI в. Реформацией в борьбе с...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины