Энциклопедия юриста - имамат
Имамат
институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин "И." употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.
Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.
Термин "И." используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.
СюкияйненЛ.Р.
Энциклопедия юриста
2005
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 585 | |
2 | 423 | |
3 | 417 | |
4 | 403 | |
5 | 391 | |
6 | 381 | |
7 | 379 | |
8 | 376 | |
9 | 375 | |
10 | 371 | |
11 | 367 | |
12 | 365 | |
13 | 360 | |
14 | 357 | |
15 | 357 | |
16 | 341 | |
17 | 341 | |
18 | 341 | |
19 | 340 | |
20 | 339 |