Поиск в словарях
Искать во всех

Политология словарь - христианская демократия

Христианская демократия

христианская демократия

(Christian democracy) Послевоенное политическое движение, достигшее успехов в Западной Европе и, в меньшей степени, в Латинской Америке. Ее социологические и идеологические истоки восходят к XIX в. – периоду мобилизации католиков в ответ на возникновение либерального капитализма. Прямой вызов церкви, брошенный Французской революцией (French revolution), заставил католиков воспринять демократические политические формы и встать на защиту своих интересов, поощряя создание католических ассоциаций (в частности, католических союзов и школ). Главные традиционные институты христианства, такие как семья и гармоничный общественный порядок, подвергались двойной атаке: во-первых, со стороны разлагающихся последствий индустриализации и либерализма политики laissez-faire (политики невмешательства в экономику) и, во-вторых, со стороны все усиливающегося регулирования государством общественной жизни. Начиная с 1850-х гг. Ватикан поощрял создание т. н. "католических групп действия", которые проводили кампании по ограничению власти возрождающегося итальянского государства и крупных политических католических групп в немецкоязычных районах Европы. Энциклика "Rerum Novarum" ("О новых вещах") папы римского Льва XIII (1891) освободила католицизм от моральной оппозиции демократии и стимулировала дальнейшую политическую мобилизацию католиков. Успех на выборах пришел сначала к итальянской Народной партии (1919) с Луиджи Стурцо во главе, а Германская партия "Центр" стала оплотом коалиции в период Веймарской республики (Weimar Republic). К этому моменту отношение католицизма к государственной власти было неоднозначным: в то время как враждебность к социалистическим и коммунистическим формам собственности оставалась для него главной темой, первоначальная оппозиция к капитализму смягчилась (1914) и превратилась в рекомендации по улучшению социального климата путем создания сильной законодательной базы. Двойственное отношение к роли правительства отражено в трудах ведущего теоретика христианской демократии Жака Маритена, чье презрение к сильному государству совмещается c представлениями о возможности специфических норм государственного регулирования, учитывающего неудачные попытки промышленного капитализма послужить "общественному благу". Фашизм подавил и дискредитировал почти все эти политические группы, большинство из которых оказали слабое сопротивление правому экстремизму, а некоторые, например Австрийская христианско-социалистическая партия, даже выразили ему поддержку. Однако к концу войны в 1945 г. широко распространилась позиция умеренного консерватизма и скептицизма по отношению к властям. Всячески поощряемые победоносными союзниками, которые рассматривали их как бастион против коммунизма, христианско-демократические партии Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии и Нидерландов победили на выборах и сформировали однопартийные или коалиционные правительства. Послевоенная популярность этих партий объясняется в большей мере их безобидным центризмом, чем какой бы то ни было четкой идеологической платформой. Следовательно, и это звучит иронически, учитывая идеологическую родословную христианских демократов, оказанная им поддержка на выборах спровоцирована предположением среднего класса и представителей различных религиозных течений о существовании угрозы режиму либерального капитализма (особенно со стороны "левых"). В 1960–70 гг. влияние христианских демократов уменьшалоьсь по мере того, как отступала угроза коммунизма и смягчались позиции их социалистических оппонентов. Однако в Латинской Америке они добились кратковременного успеха на выборах, борясь за демократическую стабильность путем ограничения традиционной суперактивности правительств (в Чили и Венесуэле, а также в 1980-х гг. в Эквадоре, Гватемале и Сальвадоре). В течение 1980-х гг. вследствие общего сдвига вправо европейского электората, влияние христианских демократов вновь возросло (исключение составило сокрушительное поражение христианских демократов в Италии в 1993 г.).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".

Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.

2001

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  разновидность современного консерватизма, чья социальная и идеологическая баз основана на признании ценности христианского морального порядка. Политические партии и группировки, называемые христианскими, христианско-социальными или христианско-демократическими, стали возникать в последней трети XIX века. Римская католическая церковь активизировала процесс приспособления к новым политическим и социально-экономическим реалиям, связанным с этапом свободной конкуренции в развитии капитализма. До этого церковь противопоставляла себя либеральным доктринам и была на стороне конституционной и абсолютной монархии. Папа Римский Лев XIII в своей энциклике "О новых вещах" (1891) сформулировал позицию церкви в отношении социально-политических проблем, рожденных Великой Французской революцией. Церковь заняла компромиссную позицию, в которую укладывалось освящение частнособственнических отношений и критика крайне диких форм проявления капитализма. " Естественное право" было перенесено на существующие системы частной собственности, в результате чего они объявлялись соответствующими установленному Богом...
Политический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины