Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - антокольский

Антокольский

антокольский

Марк (Мордух) Матвеевич (1843, Вильно – 1902, Бад-Гомбург), русский скульптор. Учился в Петербургской академии художеств у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862—68). В годы учёбы познакомился с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским; в 1896 г. – с художественным критиком В. В. Стасовым, дружбу с которыми поддерживал в течение всей своей жизни. По состоянию здоровья был вынужден уехать за границу (в 1871—77 гг. жил в Риме, в 1877–1902 гг. – в Париже), однако его творчество было по-прежнему тесно связано с Россией, произведения постоянно появлялись на передвижных выставках. Познакомившись в Риме с С. И. Мамонтовым, стал членом Абрамцевского художественного кружка.

М. М. Антокольский. «Христос перед судом народа». 1876 г. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Первое значительное произведение Антокольского «Иван Грозный» (1871) было показано на выставке передвижников и принесло скульптору известность. В 1875 г. для П. М. Третьякова было исполнено повторение этой статуи в мраморе. «Иван Грозный» стал вехой в истории русской скульптуры: впервые исторический персонаж был лишён однозначно положительной, героической трактовки (как это было в скульптуре стиля классицизм), соткан из противоречий и полон драматизма. Образ решительного преобразователя России создал Антокольский в бронзовой статуе Петра I (1872), отливки с которой были позже установлены как памятники царю в Петергофе, Таганроге, Архангельске. В мраморных статуях «Смерть Сократа» (1875), «Христос перед судом народа» (1876), «Спиноза» (1882), «Христианская мученица» (1887) возникает образ исторического героя, вступающего в идейный конфликт с обществом, одинокого в своей убеждённости. Антиподом этих героев стал «Мефистофель» (1883). В 1890-е гг. скульптора вновь привлекают образы русской истории («Нестор-летописец», 1890; «Ермак», 1891). Антокольский создал также ряд скульптурных портретов и надгробий. Заслугой мастера было внесение психологизма в скульптуру. Отказавшись от академических штампов, он сумел глубже раскрыть своеобразие исторических характеров; используя историко-бытовые детали, добился большей реалистичности образов.

М. М. Антокольский. «Иван Грозный». Мрамор. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-) современный поэт и драматург, по творчеству своему неоклассик . Стихотворения А. печатались в журн. «Красная новь», «Ковш», «Россия» и др.Библиография: Отд. изд.: Стихотворения, М., 1922; Запад, М., 1926; Третья книга стихов, М., 1927. ...
Литературная энциклопедия
2.
  АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902), скульптор. Был близок к передвижникам. Психологической достоверностью, вниманием к точной передаче аксессуаров отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871; "Пётр I", 1872).2. ...
Русская энциклопедия
3.
  АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843 1902), скульптор. Автор> памятников, произведений на исторические темы, в которых отразились гражданственные устремления, тяга к психологизации образов, к верности деталей российской истории ("Иван Грозный", 1871; "Ермак", 1891). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины