Художественная энциклопедия - арчимбольдо
Связанные словари
Арчимбольдо
Арчимбольди (arcimboldo) Джузеппе (ок. 1527, Милан – 1593, там же), итальянский живописец и график, мастер гротеска; представитель маньеризма. Родился в знатной семье, многие представители которой были архиепископами Милана. Обучался в мастерской отца, вместе с ним работал над фресками Миланского собора. Приобрёл известность, став придворным художником Габсбургов – Максимилиана, а затем (с 1575 г.) его сына Рудольфа II. В Праге был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии; обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом; королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо. Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков и т. п. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки. Наиболее известна серия «Времена года» (1573) и аллегории «Огонь» и «Вода». Физиономии в этих фантастических портретах составлены из горящих головешек, остатков руды, военных орудий, драгоценностей или растений. Императора, любителя алхимии и астрологии, художник увековечил в «Портрете Рудольфа II в образе Вертумна», римского бога урожая и изобилия (1591). Как и Леонардо да Винчи, Арчимбольдо увлекался различными механизмами, работал над созданием гидравлической машины, внёс вклад в теорию и практику светомузыки. Ему приписывают изобретение «перспективной лютни» и «цветового клавесина». В 1591 г. получил графский титул. Незадолго до смерти вернулся в Италию. Творчество Арчимбольдо вновь обрело популярность в 20 в.; представители сюрреализма воспринимали его как одного из своих предшественников.
Д. Арчимбольдо. «Весна». 1573 г. Лувр. Париж
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 926 | |
2 | 641 | |
3 | 601 | |
4 | 579 | |
5 | 578 | |
6 | 531 | |
7 | 518 | |
8 | 514 | |
9 | 511 | |
10 | 507 | |
11 | 502 | |
12 | 502 | |
13 | 497 | |
14 | 471 | |
15 | 470 | |
16 | 469 | |
17 | 453 | |
18 | 451 | |
19 | 426 | |
20 | 419 |