Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - борисов-мусатов

Борисов-мусатов

борисов-мусатов

Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса), русский художник, крупнейший представитель символизма. Родился в семье железнодорожника. В трёхлетнем возрасте получил серьёзную травму, что сделало его на всю жизнь инвалидом. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890—91, 1893—95), в Петербургской академии художеств (1891—93), в частной студии П. П. Чистякова (1891—98), в студии Ф. Кормона в Париже (1895—98). Участник (с 1899 г.) и один из лидеров Московского товарищества художников, член Союза русских художников (с 1904 г.). С 1898 г. жил главным образом в Саратове, с 1903 г. – в Подольске и Тарусе.

В. Э. Борисов-Мусатов. «Водоём». 1902 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Первые произведения («Маки», 1894; «Майские цветы», 1894; «Агава», 1897) отмечены близостью к импрессионизму. В Париже испытал влияние П. Пюви де Шаванна и мастеров группы «Наби». По возвращении в Россию перешёл от этюдной манеры ранних произведений к созданию элегических картин панно, погружающих зрителя в мир грёз и воспоминаний об уходящей культуре «дворянских гнёзд». Для всех картин Мусатову позировали его жена и младшая сестра; позднее к ним присоединилась Н. Ю. Станюкович («Дама у гобелена», 1903). Плавные музыкальные ритмы, нежные тающие краски заставляют зрителя ощутить в картинах, по словам художника, чистую и прозрачную «мелодию грусти старинной». Героини полотен художника, облачённые в наряды прошлых эпох, неподвижны и погружены в безмолвие; их фигуры прозрачны и бесплотны. Образ сна как иной реальности, в которой душа освобождается от оков тела, становится главным в живописи Мусатова. В «Призраках» (1903) девушки в пышных платьях и шалях словно проплывают по старинному парку, мимо дома с белоколонным фасадом, как облака или клочья тумана, лишь принявшие форму людей. Художник работал в основном темперными красками, обнажая фактуру холста, лишая материальности фигуры людей и предметы. Длинные, словно нити, мазки как будто «стекают» по полотнам сверху донизу, уподобляя их старинным гобеленам («Гобелен», 1901; «Водоём», 1902; «Изумрудное ожерелье», 1903—04). «Реквием» (1905), написанный в память об умершей сестре, стал поминовением и самому художнику, скончавшемуся в том же году, не успев закончить картину. За неделю до смерти Мусатова взбунтовавшиеся крестьяне разорили имение Голициных-Прозоровский, где были написаны многие картины художника.

В. Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Мусатов, стремившийся воплотить в своих полотнах мир грёз и волшебных фантазий, остро ощущал трагические противоречия своей эпохи, чувствовал приближение роковых перемен; именно это рождало в нём страстную жажду гармонии и нездешней красоты. Творчество Борисова-Мусатова оказало огромное влияние на искусство начала 20 в. в России, в особенности на мастеров «Голубой розы».(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870-1905), живописец. Работал в Саратове и Тарусе. Изысканно-декоративные, элегические по настроению картины выражают романтическую мечту о гармонии человека и природы ("Водоём", 1902).Источник: Энциклопедия "Отечество"Виктор Эльпидифорович (2.04.1870 — 26.10.1905), русский живописец. Член Союза русских художников. Выработал собственную живописную манеру, сочетавшую принципы пленэрной живописи с декоративизмом общего решения. Автор изысканно-декоративных элегичных по настроению картин, гл. обр. на тему гармонии человека и природы («Майские цветы», «Агава», «Гобелен», «Куст орешника» и т. д.).Оказал большое влияние на творчество русских художников н. XX в.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация" ...
Русская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины