Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - чечено-ингушская автономная советская социалистическая республика

Чечено-ингушская автономная советская социалистическая республика

чечено-ингушская автономная советская социалистическая республика
Чечено-Ингушетия. В составе РСФСР. Расположена на северном склоне Большого Кавказа и на примыкающих к нему Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности. Древнейшие образцы художественной культуры на территории Чечено-Ингушетии восходят к 3-1-му тысячелетиям до н. э.: остатки жилищ, чернолощёная керамика куро-аракской культуры; красно-глиняные сосуды, бронзовые предметы майкопской культуры; керамика с узорами из отпечатков шнура северокавказской культуры; керамика с геометрическими узорами и налепами, глиняные реалистические фигурки животных, металлические украшения кобанской культуры. Скифо-сарматское время (VII в. до н. э. IV в. н. э.) представлено произведениями "звериного стиля", аланский период (V начало XIII вв.) катакомбными могильниками, монголо-татарское время (XIII начало XV вв.) мавзолеем Борга-Каш близ с. Плиево (1405). В христианской культовой архитектуре X-XIII вв. (храм Тхаба-Ерды близ с. Хайрах) сочетаются грузинские и местные строительные традиции. В горных районах Чечено-Ингушетии в средние века из грубоотёсанных камней строились заградительные стены, жилые (двухтрёхъярусные с плоской кровлей и арочными проёмами) и боевые (4-5-ярусные с пирамидально-ступенчатой крышей) башни, иногда образующие величественные комплексы (в селениях Кезеной, Таргим, Эгикал все XV-XVIII вв.). Рядом с горными селениями, террасообразно расположенными на склонах, размещались надземные (с двухскатными пирамидальными ступенчатыми и конусообразными гладкими формами крыш), полуподземные и подземные склепы, а также намогильные стелы. Селения обычно имели святилища, по форме идентичные двухскатным надземным склепам. В XVIII начале XX вв. в народном жилище Чечено-Ингушетии преобладали в городах 1-2-этажные жилища с плоской крышей и отдельными выходами на открытую террасу, на равнине прямоугольные саманные, крытые черепицей дома с обводными галереями. В народном декоративно-прикладном искусстве были развиты резьба по камню и дереву, художественная обработка металла, изготовление войлочных ковров, вышивка золотыми и серебряными нитями, выделка кожи. Зачинателем изобразительного искусства стал во второй четверти XIX в. мастер станковой живописи, портретист чеченец П. З. Захаров. После Октябрьской революции 1917 начались реконструкция и развитие столицы Чечено-Ингушетии города Грозный. В городах Гудермес, Малгобек, Аргун, Назрань ведётся интенсивное промышленное, жилищное и культурно-бытовое строительство; в сёлах возводятся дома и хозяйственные сооружения современного типа. В советском изобразительном искусстве Чечено-Ингушетии успешно развиваются живопись и графика (живописцы В. В. Ливн, Г. М. Даурбеков, X. Ю. Дадаев, М. М. Полонкоев, Д. Г. Идрисов, Ш. А. Шамурзаев, графики X. А. Ахмедов, О. Р. Чубаров и другие), скульптура (И. Д. Бекичев, Р. И. Мамилов и др.), театрально-декорационное искусство. Новым содержанием обогащаются традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства.

В 1939 создано Грозненское, с 1967 Чечено-Ингушское отделение СА СССР, в 1939 образован Союз советских художников Чечено-Ингушской АССР (с 1968 СХ Чечено-Ингушской АССР).

Башни селения Эрзи. 16 18 вв.

Д. Г. Идрисов. "Рассказ внуку". 1969.

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; В. А. Татаев, Н. Ш. Шабаньянц, Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии. (Альбом), Грозный, 1974; А. Ф. Гольдштейн, Средневековое зодчество ЧеченоИнгушетии и Северной Осетии, М., 1975. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины