Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - экспрессионизм

Экспрессионизм

экспрессионизм
(от лат. expressio выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной буржуазной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Кризис современной цивилизации осознавался представителями экспрессионизма как одно из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество; вместе с тем многие их произведения проникнуты социальнокритическим, а иногда и революционным пафосом, что выделяет экспрессионизм в ряду других течений авангардизма, развивавшихся параллельно с ним.

В изобразительном искусстве предшественниками экспрессионизма были голландец В. ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму, но ярче всего экспрессионистические принципы воплотились в произведениях немецких и австрийских художников. Члены объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества "Синий всадник" (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам, иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков; именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописцы О. Кокошка, М. Бекман, скульптор В. Лембрук и др. У ряда художников под влиянием роста революционного сознания масс экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др.). Наряду с живописью и скульптурой, чаще всего обострённоэмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым и пластическим контрастам или резким пространственным смещениям, важное значение обрели станковая и книжная графика экспрессионизма с её гротескной и гиперболизованной образной системой и предельно концентрированными контрастами света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы; пластично-художественный язык экспрессионизма обнаруживает значительную близость французскому фовизму.

В архитектуре (Э. Мендельзон, Б. Таут и др.) экспрессионизм во многом продолжал традиции "модерна", особенно в области создания динамичных "органичных", квазиприродных форм.

М. Бекман. "Ночь". 1918 1919. Галерея Г. Франке. Мюнхен.

Литература: Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей, М., 1966; И. С. Куликова, Экспрессионизм в искусстве. М., 1978; Hamann R,. Hermand J., Expressionismus, B., 1975; Palmier J.-M., L'expressionisme et les arts, t. 1-2, P., 1979-80; Wauer B., Studien zum Expressionismus und seiner Rezeptionsgeschichte in der bildenden Kunst, Mьnch., 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio выражение) направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. слово expression — выражение, латинское expressio — выразительность, осмысленность) — стремление современного художника выразить судорожность нашей бурной эпохи, с ее преувеличенностью чувства, с ее эксцентричностью, с ее героическим пафосом, с ее моментами сильного возбуждения, с ее бунтом против повседневности. Целью художника является не изображение случайных настроений в погоне за мигом, а выражение единого, великого чувства, наполняющего душу, захватывающего целиком человека в момент экстаза, когда человек как бы разрывает оковы повседневности и переступает границы возможного, когда душа его выходит из берегов, переживая свой весенний разлив. От пассивного созерцания, от безвольного подчинения потоку впечатлений, от рабского копирования действительности художники переходят к творческому воздействию на жизнь. Искусство отображения уступает место искусству выражения, импрессионизм сменяется экспрессионизмом. В основе импрессионизма лежало усовершенствование средств для натуралистического воспроизведения действительности, расширение тех областей, которые наблюдаются и...
Словарь литературных терминов
3.
  (франц. expression < от лат. expressio выражение) авангардистское (см. авангардизм) течение в западноевропейском искусстве и литературе первой четверти ХХ в., зародившееся как реакция на социальные катаклизмы начала столетия, прежде всего на события первой мировой войны. Отвергнув реалистический метод отображения жизни, всякое правдоподобие в искусстве, Э. противопоставил себя не только реализму, но и нереалистическим течениям, например, символизму и импрессионизму, и даже натурализму как направлениям, не способным, с точки зрения экспрессионистов, выразить катастрофичность современного мира. В основе эстетики Э. продиктованное отказом от "подражания природе" требование изменения художественного языка, призванного не изобразить явление, а выразить саму его сущность, субъективное авторское видение его. Рисуя мир в состоянии хаоса, социальные катастрофы (прежде всего мировую войну), Э. отказывает в состоятельности всем общественным институтам (государству, церкви и т. п.), неспособным спасти человека от гибели, выражает разочарование в таких либеральных ценностях, как свобода, вера, "кричит" об обесценивании человеческой...
Словарь литературоведческих терминов
4.
  ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от латинского expressio выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четверти 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер>, В. Газенклевер, художники Э. Нольде>, Э.Л. Кирхнер, Ф. Марк, Э. Барлах и др. в Германии, художник О. Кокошка>, М. Бекман и др., композитор А. Шенберг в Австрии, немецкие кинорежиссеры Ф.В. Мурнау, Р. Вине и др.). ...
Современная энциклопедия
5.
  ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressioвыражение) направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений, как было в первом модернистском направлении импрессионизме. Отсюда тяготение Э. к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Такова, например, поэзия Георга Тракля. В центре художественного мира Э. сердце человека, истерзанное равнодушием и бездушием мира, контрастами материального и духовного (именно в Э. начинаются мучительные поиски границ между текстом и реальностью, поиски, ставшие для ХХ в. ключевыми (см. МОДЕРНИЗМ, ТЕКСТ В ТЕКСТЕ, ИНТЕРТЕКСТ, ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ). В Э. "ландшафт потрясенной души" предстает как потрясения самой действительности. Искусство Э. было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны....
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины