Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - фаворский владимир андреевич

Фаворский владимир андреевич

фаворский владимир андреевич
(1886-1964), советский график и живописец. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-13). Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30) Полиграфического института (1930-34), Института изобразительных искусств (1934-38), Института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Член общества "Четыре искусства" (1924-28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии. Обращаясь главным образом к книжной иллюстрации, Фаворский разработал стройную теорию оформления книги, которую понимал как целостный организм, единство функционального ("инструмент для чтения") и эстетического начал. Для иллюстраций Фаворского периода 1910-х середины 30-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование чёрного, почти осязаемого штриха ("Фамарь" А. Глобы, издание 1923), разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературного произведения (эпический строй иллюстраций "Книги Руфь", издание 1925; иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык графики в "Домике в Коломне" А. С. Пушкина, издание 1929; символичность скульптурно завершённых форм в "Новой жизни" Данте, издание 1934). С середины 30-х гг. Фаворский чаще пользуется белым штрихом, более действенно передающим свет и движение; в его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начала (оформление "Сонетов" У. Шекспира, издание 1948, сборник "Роберт Бернс в переводах С. Я. Маршака", издание 1950, иллюстрации к "Слову о полку Игореве", издание 1953, "Борису Годунову", издание 1956, и "Маленьким трагедиям", издание 1961, А. С. Пушкина; за все Ленинская премия, 1962). Фаворский создавал также станковые ксилографии ("Октябрь 1917", 1928), портреты ("Пушкин-лицеист", 1935; серия "Великие русские полководцы", 1945-47), выработал особый стиль строгого и пластически ясного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938-61), с 1942 обращался и к линогравюре (серия "Самарканд", 1942-44). В области монументального искусства Фаворский добивался синтеза архитектуры и живописи (росписи Дома моделей в Москве, сграффито, 1935, не сохранились), в театральных работах сочетания конструктивной организации сценического пространства с яркой условностью и тонкой живописностью ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира, МХАТ-2, 1934). Творчество Фаворского оказало большое влияние на советское искусство, особенно на графику.

Портрет М. В. Фаворской и Е. В. Дервиз. Карандаш. 1945. Русский музей. Ленинград.

Сочинения: О художнике, о творчестве, о книге. (М., 1966); Рассказы художника-гравера, М., 1976.

Литература: Ю. Халаминский, В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о В. Фаворском. (М., 1967). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964) российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии ("Достоевский", 1929; иллюстрации к "Слову о полку Игореве", изд. 1954, а также к "Борису Годунову", 1955, и "Маленьким трагедиям", изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  Фаворский Владимир Андреевич ФАВ́́ОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886—1964), сов. художник. В 1931 выполнил портрет Л. [гравюра на дереве; музей ИРЛИ; в кн.: Пахомов (2), с. 177]; в расстегнутом офицерском сюртуке поэт полулежит на бурке и глядит вдаль; пейзажный фон вызывает в памяти образы лирики Л. — «темный дуб», «горные вершины», «тучки небесные». В этом портрете-картине создан образ большой лирич. силы. Из др. работ Ф. на лермонт. темы наиболее значительны илл. к «Песне про...купца Калашникова» (гравюры на дереве; музей ИРЛИ), выполненные в 1954 для сб. поэм Л. (Детгиз, 1956). Центр. сцена — кулачный бой — представлена двустраничной многофигурной илл. в разворот: Калашников, весь в напряжении боя, смотрит на распростертого перед ним на снегу Кирибеевича; лицо Калашникова сурово и скорбно. Ф. также выполнил для Избр. произв. Л. (1953) заставку к стих. «На севере диком...» и концовку к стих. «Пророк» (обе — гравюры на дереве; музей ИРЛИ).Лит.: Пахомов (2), с. 63; [Альбом] М. Ю. Л. Картины и рисунки поэта. Илл. к его произв. [Вступ. ст. Е. А. Ковалевской], М. — Л., 1964, с. XVI; Чегодаев А. Д., Фаворский, в кн.: Книга о Владимире Фаворском, М., 1967, с. 33. О. И. Михайлова...
Лермонтовская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины