Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - карпаччо

Карпаччо

карпаччо

(carpaccio) Витторе (1455 или 1465, Венеция – ок. 1526, Каподистрия, ныне Копер, Словения), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель венецианской школы. Учился у Джентиле Беллини. На творчество Карпаччо оказали влияние картины сына его учителя, знаменитого венецианского мастера Джованни Беллини, и Антонелло да Мессины. Наиболее знаменит цикл из девяти картин, посвящённых жизни св. Урсулы (1490–95), созданный для капеллы Скуола ди Санта Орсола (здания религиозного братства св. Урсулы) в Венеции. История св. Урсулы, дочери короля Бретани Маура, изложена в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, послужившей литературным источником для художника. Когда к принцессе посватался сын английского короля-язычника Эрей, она согласилась на замужество лишь с условием, что тот примет христианство. Жених и невеста в сопровождении 10 тыс. дев отправились в Рим, чтобы принять крещение. На обратном пути в Кёльне Урсула и её спутницы, а также сопровождавшие их Папа Римский Кириак и кардиналы претерпели мученическую смерть за христианскую веру от рук захвативших город гуннов. Карпаччо написал алтарный образ «Апофеоз св. Урсулы» и восемь «историй» – эпизодов жития святой («Прибытие английских послов к королю Бретани», «Прощание с родителями и отъезд наречённых», «Встреча паломников с папой Кириаком», «Прибытие в Кёльн», «Мученичество св. Урсулы» и др.). Картины располагались фризом на стенах капеллы. Художник переносит легендарные события в современную ему Венецию, представляя зрителю увлекательное, насыщенное живыми поэтическими подробностями сказочное повествование. Цикл полотен создан в технике масляной живописи, которая давала художнику более широкие, чем темпера, возможности в изображении деталей и передаче фактурного многообразия мира – прозрачной воды, твёрдого камня, узорочья одежд и т. д. Освещённое золотистым светом море качает на своих волнах многочисленные гондолы, барки и лодки. За высокими аркадами мостов возвышаются венецианские палаццо и церкви. Набережные и площади заполнены пёстрой толпой, в которой не всегда можно выделить главных героев повествования.

В. Карпаччо. «Молодой рыцарь на фоне пейзажа». Ок. 1510 г. Музей Тиссен-Борнемиса. Мадрид

 

В 1502–07 гг. Карпаччо создал цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. В картине «Св. Иероним в келье» изображено с соблюдением всех законов перспективы жилище отшельника, похожее на кабинет учёного. На полках стоят книги и различные приспособления для научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью.

Картина «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» (ок. 1510 г.) – редкий пример обращения Карпаччо к жанру портрета. Герой представлен на лугу у замка, из ворот которого выезжает всадник в латах. Каждый листок, каждый стебелёк травы выписан с такой трепетной любовью и тщательностью, словно они созданы кистью не итальянского, а нидерландского живописца. Основная идея картины выражена в подписи-девизе справа: «Лучше умереть, чем потерять свою честь». Природу Карпаччо наделяет символическим смыслом, соответствующим рыцарским идеалам героя картины.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Витторе (Carpaccio, Vittore) Ок. 1460—1465, Венеция — ок. 1526, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. По-видимому, учился у Джентиле Беллини. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Работал в Венеции по заказам церквей и т. н. младших скуол, объединявших ремесленников, а также выходцев из Далмации — славян и албанцев; получал заказы от церквей Далмации. С 1507 участвовал в работе над циклом исторических композиций для зала Большого совета Дворца дожей. В 1508 был членом комиссии, определившей сумму вознаграждения Джорджоне за росписи фасада Фондако деи Тедески. Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в., имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Я. Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. Интерес Карпаччо к передаче световоздушной среды, интерьеру, бытовым реалиям свидетельствует о знакомстве с работами Антонелло да Мессины и нидерландских мастеров. Наконец,...
Энциклопедия европейского искусства

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины