Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - казахская советская социалистическая республика

Казахская советская социалистическая республика

казахская советская социалистическая республика
Архитектура. От эпохи бронзы на территории Казахстана сохранились остатки оседлых поселений (основным типом жилища которых была полуземлянка с шатровой крышей), а также культовые сооружения дольмены, менгиры, погребальные ограды из каменных плит. В 1-м тысячелетии до н. э.первых веках н. э. у племён, населявших Казахстан (саков, усуней и канглов), наряду с разборным, покрытым войлоком жилищем, был в укреплённых поселениях (Чирикрабат, V-II вв. до н. э., Кзыл-Ординская область) дом из сырцового кирпича. Сохранились фрагменты погребальных сооружений из крупного сырцового кирпича (северная группа мавзолеев Тегискена, VII-VI вв. до н. э., Кзыл-Ординская область). Уникально для этого времени купольное погребальное сооружение Баланды II (IV-II вв. до н. э., Кзыл-Ординская область). В период, когда территория Казахстана входила в состав Тюркского каганата (VI-VIII вв.), а затем (VIII-X вв.) в Тюргешский и Карлукский каганаты, развивались гг. Исфиджаб (с XI в. Сайрам, Чимкентская область), Тараз (ныне Джамбул), Отрар. Сооружались крепости и замки-усадьбы (замок городища Баба-Ата, северные склоны Каратау, Чимкентская область). Складывается тип переносного жилища войлочная юрта. С VIII в., с распространением ислама, в Казахстане появляются новые типы зданий (мечети, медресе) и архитектурностроительные приёмы (применение обожженного кирпича, арочно-купольных конструкций, облицовки стен резной терракотой). Строятся цистерны для хранения воды сардобы, бани, постоялые и торговые дворы караван-сараи, мавзолеи. От X-XI вв. сохранились руины башенных мавзолеев из сырцового кирпича, облицованных жжёным кирпичом (мавзолеи Бегим-Ана и Сараман-Коса в низовьях р. Сырдарья, мавзолей Домбаул в Центральном Казахстане). В южном Казахстане в период государства Караханидов (X-XII вв.) города, развивавшиеся на базе древних поселений (Тараз и др.), имели трехчастную структуру: цитадель, городское ядро шахристан и торгово-ремесленный пригород рабат. В XI-XII вв. широкое распространение получил тип купольно-центрического мавзолея (Бабаджи-хатун, X-XI вв., и Айша-биби оба близ Джамбула), квадратного в плане, с пирамидально-коническим покрытием, а с начала XIII в. складывается тип портально-купольного мавзолея (мавзолеи Джучи-хан, 1230-е гг., и Алаша-хан, середина XIII в., в Центральном Казахстане), прямоугольного в плане, с мощным порталом и тем же видом перекрытия. К концу XIV в. относится уникальный комплекс мавзолея-мечети Ходжа Ахмеда Ясави в г. Ясы (ныне г. Туркестан), облицованный цветными плитками и резной мозаикой. Джунгарские нашествия (40-е гг. XVII в. 20-е гг. XVIII в.) привели в упадок культуру Казахстана. В XVII-XVIII вв. вдоль границ Казахстана возникли русские военные укрепления Яицкий Городок (ныне г. Уральск), Гурьев, Оренбург, Семипалатинск и др. Подъём экономики после окончательного присоединения Казахстана к России (60-е гг. XIX в.) обусловил оживление строительной деятельности. Города северного и восточного Казахстана, возникшие на базе военных укреплений, обычно состояли из 4 основных частей: крепости, казачьей станицы, т. н. татарской слободки и собственно города с прямоугольной сетью улиц. В общую одноэтажную городскую застройку включались отдельные двухэтажные дома зажиточных чиновников и купцов, а также административные здания, главным образом в духе эклектизма; возводились мечети, медресе, мавзолеи. В советское время, уже в 20-е гг., одновременно с ремонтно-восстановительными работами началось строительство жилых и общественных зданий (в Кзыл-Орде, Чимкенте и других городах). Индустриализация, развернувшаяся с 20-30-х гг., вызвала интенсивное развитие архитектуры и градостроительства. Массовое сооружение благоустроенных жилых и общественных зданий велось в растущих старых (Алма-Ата, Гурьев и др.) и в возникающих новых (Балхаш, Караганда и др.) городах, в посёлках Ачисай, Ленгеругль (ныне г. Ленгер), Джезказган (ныне город) и многих других. Рабочие посёлки, промышленные предприятия вырастали вдоль Туркестано-Сибирской железной дороги. В начале 30-х гг. строились здания в духе советского конструктивизма (Дом правительства, ныне здание театрально-художественного института, 1931, архитектор М. Я. Гинзбург, главный почтамт, 1931-34, архитектор Г. Г. Герасимов, оба в Алма-Ате). Для архитектуры серединв 30-40-х гг. характерно использование ордерных форм (портиков, колоннад, пилястр; медицинский институт в Алма-Ате, 1939, архитектор А. И. Гегелло), нередко сочетающихся с традиционными элементами национального зодчества (стрельчатые арочные проёмы, мотивы национального орнамента; Казахский театр оперы и балета имени Абая в Алма-Ате, 1941, архитекторы Н. А. Простаков и др.; Дворец культуры нефтяников в Гурьеве, 1945, архитекторы С. В. Васильковский, А. В. Арефьев и др.). После Великой Отечественной войны 1941-45 (особенно со второй половины 50-х гг.) в ещё более крупных масштабах развернулось строительство. Растут и благоустраиваются молодые города, создаются новые (Рудный, Абай, Шахтинск), реконструируются старые. В 50-е гг. в Алма-Ате и других городах построены административные здания (главный корпус АН Казахской ССР, 1957, архитектор А. В. Щусев, Н. А. Простаков; новый Дом правительства, 1957, архитекторы Б. Р. Рубаненко и др.), дворцы культуры, театры, кинотеатры, учебные и спортивные сооружения. С конца 50-х гг. в Казахстане широко внедряются индустриальные методы строительства. Для общественных сооружений 60-х начала 80-х гг. (Дворец целинников (Дворец культуры) в Целинограде, 1960-64, архитекторы О. Н. Крауклис и др.; Дворец культуры имени В. И. Ленина, 1967-70, архитекторы Н. И. Рипинский, Л. Л. Ухоботов, Ю. Г. Ратушный, В. Н. Ким и др.; гостиница "Казахстан", 1977, архитекторы Ратушный, Ухоботов; Казахский театр драмы имени М. О. Ауэзова, 1980, архитекторы О. Ж. Баймурзаев, М. Ф. Жаксылыков и др.; здание ЦК КП Казахстана, 1980, архитекторы Р. А. Сейдалин и др.; Дворец пионеров и школьников, 1983, архитекторы Ким, А. П. Зуев и др.; спортивный комплекс "Медео", 1972, архитекторы В. З. Кацев, А. С. Кайнарбаев и др., все в Алма-Ате) характерны рациональность планировки, лаконичность и ясность архитектурных форм, использование монументально-декоративного искусства. С 60-х гг. огромный размах получило жилищное строительство. В Алма-Ате, Шевченко, Караганде, Павлодаре, Чимкенте, Целинограде и др. возникли обширные жилые районы крупнопанельных домов, отвечающих природноклиматическим условиям Казахстана. Для застройки Алма-Аты, Шевченко конца 60-70-х гг. характерно увеличение этажности, новизна архитектурных форм жилых сооружений (дома на проспекте Ленина в Алма-Ате, 1967-70). Составлены генеральные планы крупных городов, предусматривающие создание архитектурных ансамблей (площадь имени Л. И. Брежнева в Алма-Ате, 1980, архитекторы А. К. Капанов, К. Ж. Монтахаев, М. П. Павлов, Сейдалин, Ю. Б. Туманян и др.), новых посёлков. Освоение целинных и залежных земель (с 1954) положило начало интенсивному строительству совхозных и колхозных посёлков, сёл.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Древнейшие памятники искусства на территории Казахстана наскальные изображения животных, восходящие к эпохам палеолита (в горах Каратау и Хантау) и неолита (в гроте Джасыбай, Павлодарская область). От эпохи бронзы дошли памятники, относящиеся к андроновской культуре: каменные тотемические изваяния животных; наскальные изображения сцен охоты (в ущелье Тамгалы, Алма-Атинская область), глиняные сосуды с геометрическим орнаментами. Для искусства саков характерны изображения животных, входящие в круг "звериного стиля": золотые бляшки с плоскорельефными изображениями животных из чиликтинских курганов (VII-VI вв. до н. э.) и из кургана Иссык (V в. до н. э.), бронз, фигурки крылатых львиц на жертвенном столе из Иссыкского клада (V-III вв. до н. э.) и др. В "зверином стиле" выполнена и золотая ажурная усунская диадема из Качалинского клада (II в. до н. э. II в. н. э.) с динамичными фигурами оленей, птиц, крылатых коней и дракона. Средневековое изобразительное искусство Казахстана (VII-XVII вв.) представлено каменными изваяниями людей, устанавливаемыми в степи. Известны памятники декоративно-прикладного искусства этого времени: глин, сосуды для хранения костей (оссуарии) в форме юрты; керамическая посуда неглазурованная, украшенная налепным, резным и штампованным орнаментом, и поливная с характерным сочетанием чёрного, коричневого, жёлтого, красного цветов; изделия из кожи, металла, декорированные самобытным национальным орнаментом, для которого характерны крупные чёткие узоры из завитков, вкомпонованные в ромбы, круги. Традиции декоративно-прикладного искусства сохранялись и на протяжении XVIII-XIX вв. Юрта, бытовые предметы всё украшалось национальным орнаментом. В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры текеметы, сырмаки и тус-киизы, а также тканые ковры (безворсовые алаша, ворсовые тукти килем) с многоцветными узорами. Распространены вышивка шёлковыми и шерстяными нитками, золотое шитьё, резьба и инкрустация костью по дереву, выделка кожи, ювелирное дело (чеканка, гравировка, чернение, крупные вставки из сердолика). В XIX в. создавались произведения изобразительного искусства, отражающие жизнь казахского народа: рисунки и акварели казаха-просветителя Ч. Валиханова и сосланного в Казахстан Т. Г. Шевченко, картины и рисунки В. В. Верещагина и др. В советское время, уже в конце 20-х и в 30-е гг., в содружестве с русскими художниками Н. Г. Хлудовым, Н. И. Крутильниковым и др. работали и первые национальные живописцы и графики, проявлявшие живой интерес к новым явлениям советской действительности, а также к историко-революционному прошлому казахского народа: А. Кастеев, X. и К. Ходжиковы, А. Исмаилов и др. Для их творчества того периода характерны попытки освоить станковые формы, выработать национальный художественный язык. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 художники работали над батальными и историческими картинами, повествующими о героизме советских людей, портретами героев фронта и тыла, выполняли плакаты и карикатуры "Окон КазТАГа". С середины 40-х и в первой половине 50-х гг. выросло профессиональное мастерство художников; дальнейшее распространение получила сюжетная картина (Исмаилов, Кастеев и др.), а также портрет и пейзаж (А. М. Черкасский, М. С. Лизогуб, Л. П. Леонтьев и др.). Со второй половины 50-х гг. значит, роль в развитии казахского искусства стали играть молодые художники, получившие образование в художественных институтах Москвы, Ленинграда и других городов. Для их творчества 60-х начала 80-х гг. характерно стремление к передаче эмоционального состояния человека, его внутренней связи с окружающим миром, порой воплощающееся в образах обобщённосимволического звучания. Эта тенденция повлекла за собой поиски новых выразительных средств. Среди живописцев этого периода выделяются К. Т. Тельжанов, М. С. Кенбаев, А. М. Степанов, С. А. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухаммедов, К. М. Шаяхметов, Ж. Шарденов, У. Ажиев, А. Джусупов, С. А. Айтбаев и др. В графике работают Н. С. Гаев, Р. Сахи, X. С. Абаев, А. А.Дячкин, Е. М. Сидоркин, М. М. Кисамединов и др., в станковой и монументальной скульптуре X. И. Наурзбаев, Б. А. Тулеков, Е. Т. Мергенов, Е. А. Сергебаев, Т. С. Досмагамбетов и др. В развитии театрально-декорационного искусства значительная роль принадлежит В. В. Теляковскому, А. И. Ненашеву, А. Г. Гапимбаевой, Г. М. Исмаиловой идр. В числе представителей декоративноприкладного искусства ювелиры, резчики по дереву и кости, вышивальщицы Л. М. Ходжикова, Д. Ч. Чокпаров, К. Т. Тыныбеков и др.

В 1935 основан СА Казахской ССР, в 1940 СХ Казахской ССР (в 1938-40 оргкомитет).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины