Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - кинетическое искусство

Кинетическое искусство

кинетическое искусство
(от греч. kinetikуs приводящий в движение), авангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся (часто также светящихся и озвученных) установок. Кинетическое искусство зародилось в 20-30-х гг., когда В. Е. Татлин в СССР (модель памятника-башни III Интернационала, 1919-20), а позже А.

Колдер в США (т. н. мобили) и др., придавая вращательное или поступательное движение отдельным частям своих произведений, пытались преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность её взаимодействию со средой. Окончательно оформилось в 60-х гг. в творчестве Н. Шоффера (Франция), X. Ле Парка (Аргентина) и др.

, стремящихся с помощью многообразных средств оптико-акустического воздействия на зрителя (изменчивость механических структур, применение света и стереозвука) передать в кинетических пространственных композициях специфику современной научно-технической революции. Поиски в области кинетического искусства находят некоторое применение в оформительском искусстве (в т.

ч. и в СССР), но в целом не выходят за рамки экспериментаторства и отвлечённого формотворчества и иногда ("саморазрушающиеся машины" француза Ж. Тенгли) смыкаются с крайними тенденциями поп-арта.

Литература: М. Кузьмина, Поп-арт, опарт, кинетическое искусство, в кн.: Модернизм, 3 изд., М., 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КИНЕТИЧЕСКОЕ искусство создание эстетического эффекта с помощью движущихся (часто также светящихся и звучащих) установок. Кинетическое искусство зародилось в 1920-30-х гг. (опыты В. Е. Татлина в СССР, "мобили" А. Колдера в США), но оформилось в 1960-х гг. (конструкции Н. Шеффера во Франции, Х. Ле Парка в Аргентине, проекты группы "Движение" в СССР). Кинетические конструкции часто используются в рекламном, оформительском искусстве. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО>, авангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся (также светящихся и озвученных) установок. Зародилось в 1920 30-х гг. (опыты В.С. Татлина, "мобили" А. Колдера), но оформилось в 60-х гг.; используется также в оформительском искусстве. ...
Современная энциклопедия
3.
  КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (от kinesis греч. : движение)возникшее в 1950 худож. течение, ориентирующееся на пространственно-динамич. эксперименты с нетрадиц. материалами. К.и. во многом опирается на эстетику Баухауса, модерна, рус. конструктивизма. Его зачинатели (Ф. Морреле, 3. Хюльтен) отдавали предпочтение движению как средству противостояния бесконечному повторению худож. форм, чреватому “исчерпанностью” искусства, “усталостью” творчества. Их обновление связывается с новыми худож. материалами. Теоретик движения Н. Шёффер выдвигает принципы пространственно-свето-хроно-динамизма как основы К.и. Широкое применение методов математич. программирования трактуется как предпосылка рождения нового типа творца — художника-инженера, стремящегося воплотить в искусстве движение как таковое при помощи мобилей, механич. приспособлений, оптич. феноменов (оп-арт). Широко используются прозрачные материалы, электромоторы, рычаги, пульты управления и т.д. Непременным атрибутом является хэппенинг, активное отношение зрителя к артефакту: он призван изучать кинетич. инсталляцию во всех ракурсах, в т.ч. изнутри; тем самым опровергается...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины