Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - кустодиев

Кустодиев

кустодиев

Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград), русский живописец, график, сценограф. Происходил из семьи учителя словесности. С детства занимался рисованием под руководством местного художника. Учился в Петербургской академии художеств (1896–1903) у И. Е. Репина, который привлёк начинающего художника к работе над полотном «Торжественное заседание государственного совета» (1901–03). Закончив АХ с золотой медалью, отправился в качестве пенсионера Академии в Италию и Францию, однако уже на следующий год возвратился в Россию. С 1909 г. – академик АХ. Состоял в художественных объединениях «Союз русских художников» (с 1907 г.), «Мир искусства» (с 1911 г.), АХРР (с 1923 г.).

Б. М. Кустодиев. «Автопортрет». 1912 г. Галерея Уффици. Флоренция

 

На сложение творческой индивидуальности художника оказали большое влияние лубок, народное искусство. «Купчихи» Кустодиева естественно и органично живут в мире сказочного изобилия и яркой балаганной пестроты. Полотна художника воссоздают народный идеал красавицы – белолицей, румяной, золотоволосой и пышнотелой («Купчиха за чаем», 1918; «Красавица», 1915). Однако, любуясь красотой и полнокровной жизненной силой своих героинь, Кустодиев насыщает картины нотками тонкой иронии и одновременно печали, ностальгии по безвозвратно уходящему прошлому.

Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем». 1918 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 

На протяжении всей творческой жизни Кустодиева привлекала тема традиционного русского быта, народных праздников и гуляний. Он регулярно посещал провинциальные города, где ещё сохранялись в неизменном виде старинные обычаи. В картине «На ярмарке» (1906) легко и естественно соединяются натурные впечатления и условность изобразительного языка. Художник увлечённо передаёт атмосферу деревенского торжища с его сутолокой, пестротой красок, многообразием и яркостью человеческих типов. Кустодиев продолжал писать жизнеутверждающие полотна, даже когда страдал от тяжёлой болезни (с 1916 г. из-за паралича ног он мог передвигаться только на инвалидном кресле). В волшебном мире русской зимы в картине «Масленица» (1916) всё пронизано радостью: мчатся тройки, мелькают пятна ярких красок, переливается множеством оттенков снег.

Б. М. Кустодиев. «Красавица». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Помимо бытового жанра, Кустодиев обращался к портрету. «Портрет И. Я. Билибина» (1901) стал первым произведением художника, получившим международное признание: на выставке в Мюнхене он был удостоен Малой золотой медали. В «Портрете Ф. И. Шаляпина» (1922) знаменитый певец представлен на фоне ярмарочного гулянья.

В послереволюционные годы Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919–20; «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921), выполнил циклы иллюстраций к произведениям Н. С. Лескова «Штопальщик», 1922, и «Леди Макбет Мценского уезда», 1923. Важным аспектом деятельности Кустодиева была работа в театре (оформление спектаклей «Гроза», «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Блохи» Е. И. Замятина во втором МХАТе, 1925).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927), живописец, график, театральный художник. Создавал праздничные сцены российского крестьянского и провинциального быта (серия "Ярмарки"), отмеченные яркой многоцвстностью, декоративно-плоскостным решением композиции, мастерской интерпретацией приёмов "лубочной" живописи ("Купчиха за чаем", 1918).Источник: Энциклопедия "Отечество"Борис Михайлович (23.02/7.03.1878-26.05.1927), русский живописец, график, театральный художник. Родился в Астрахани. Учился в Петербургской Академии художеств у И.Е. Репина. Входил в объединение «Мир искусства» (1910). Главной темой творчества Кустодиева-живописца стала патриархально-крестьянская и мещанско-купеческая жизнь (картины «Ярмарка», «Масленица», «Балаганы»). Его полотна отмечены яркой многоцветностью, декоративно-плоскостным решением композиции, мастерским освоением «лубочных» традиций народного искусства. Центральное место в творчестве Кустодиева занимает русский женский портрет («Русская Венера», «Купчиха с зеркалом», «Купчиха за чаем» и т. д.). Много работал для театра («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, «Гроза» Островского и др.). Блестяще иллюстрировал...
Русская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины