Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - кузнецов

Кузнецов

кузнецов

Павел Варфоломеевич (1878, Саратов – 1968, Москва), русский живописец, график, театральный декоратор; представитель символизма. Родился в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904). Испытал влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Один из организаторов выставки «Голубая роза» (1907). Председатель художественного объединения «Четыре искусства» (1924–29). Преподавал в Строгановском училище (1917–37 и 1945–48), руководил фресково-монументальным отделением живописного факультета во Вхутемасе – Вхутеине (1924–29). Заслуженный деятель искусств России (с 1928 г.).

Кузнецов – наиболее яркий представитель второй (после М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова) стадии русского живописного символизма. Ранние картины напоминают утренние сны, грёзы. Художник стремится постичь величайшую тайну природы – рождение и материнство. В «Голубом фонтане» (1905) предстают некие призрачные существа, которые словно ещё не родились, не отделились от утреннего опалового тумана. Образы картины напоминают о лазурном царстве нерождённых младенцев в знаменитой пьесе «Синяя птица» бельгийского писателя-символиста М. Метерлинка.

К кон. 1900-х гг. художник переживает мучительный кризис, выход из которого обретает, отправившись в Заволжье и в Среднюю Азию. В стремлении очистить душу прикосновением к не тронутому цивилизацией, существующему словно вне времени Востоку, Кузнецов оказался последователем П. Гогена. В картинах пейзажной «Киргизской, или Степной, сюиты» («Спящая в кошаре», 1911; «Мираж», «Вечер в степи», «Стрижка овец»; все – 1912; «В степи за работой», 1913, и др.) предстал мир красоты и мудрости, о котором сам художник писал: «Быт их и костюмы чрезвычайно красочные, гармоничные, при всей яркости цветов, чистота и прозрачность воздуха с его миражами, величественные лебеди степей – верблюды, стада лошадей, бараны, пёстрые ковры кошар, простодушный и гостеприимный народ…» В бескрайних просторах киргизских степей всё разомкнуто в бесконечность и одновременно слито в единстве – люди и их жилища, животные, деревья, плавные очертания холмов и величественные видения-миражи. Проникновенный лиризм сочетается с эпически размеренным ритмом композиций. В сер. 1900-х гг. Кузнецов обращается к жанрам натюрморта и портрета («Утро», 1916; «Натюрморт с хрусталём», 1919). Подлинным шедевром является «Портрет Е. М. Бебутовой» (1922), в котором образ жены художника удивительно гармоничен, вознесён над повседневностью.

В советское время Кузнецов остался верен восточной теме, черпая вдохновение в новых поездках на юг, в Крым, Армению («Отдых пастухов», 1927; «Сортировка хлопка», 1931; «Цветы и виноград», 1953).

Художник работал также в области театрально-декорационного искусства (спектакль «Сакунтала» по драме древнеиндийского поэта Калидасы в Камерном театре А. Я. Таирова, 1914), создавал серии гравюр («Горная Бухара», «Туркестан»; обе – 1923).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КУЗНЕЦОВ Николай Адрианович (1904-1924) пролетарский поэт, сын даниловского ткача, сам рабочий завода «Мотор». С 15-ти лет комсомолец и сотрудник комсомольской печати. С 1922 член литературных групп «Рабочая весна» и «Октябрь». В 1924 вместе с М. Голодным, Артемом Веселым и др. перешел в «Перевал». Перейдя на учобу, бросил завод, выбыл из комсомола. Покончил самоубийством в ночь на 20/IX 1924.В формально незрелых, но глубоко искренних («Я кусочки сердца в виде строчек положу на белые листы») стихах К. отразился переход от абстрактной героики «Кузницы» к конкретному реалистическому пафосу «Октября». Вместе с Безыменским, Дорониным, Светловым и др. К. пролагает пути реалистической пролетарской лирике восстановительного периода. Стихи К. отличаются не ораторской, а интимно-говорной интонацией. Повседневные переживания и быт рабочего молодняка воспроизведены в лирике К. с особой теплотой. Даже героические темы («Радио-башня») К. умел окрашивать в свои задушевно-интимные тона.Отрыв писателя от заводской и комсомольской среды, соприкосновение с богемой, материальная необеспеченность все это обусловило острый кризис, приведший К. к...
Литературная энциклопедия
2.
  КУЗНЕЦОВ Алексей Александрович (1905-50), политический деятель, генерал-лейтенант (1943). С 1937 2-й, с 1945 1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(6); во время Великой Отечественной войны один из организаторов обороны города. В 1946-49 секретарь ЦК ВКП(б). С февраля 1949 секретарь Дальневосточного бюро ЦК партии. Член ЦК ВКП(б) в 1939-49. Репрессирован по т. н. Ленинградскому делу.2. ...
Русская энциклопедия
3.
  КУЗНЕЦОВ Николай Герасимович (1904 74), адмирал> Флота Советского Союза (1944). В 1939 46 нарком Военно-морского флота СССР, одновременно в Великую Отечественную войну главнокомандующий военно-морским флотом. В 1948, по сфабрикованному обвинению в передаче секретных документов союзникам во время> войны, понижен в звании до контр-адмирала. В 1951 53 военно-морской министр. В 1953 56 главнокомандующий военно-морскими силами заместитель министра обороны СССР, адмирал> (1955). В 1956 понижен до вице-адмирала, посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза (1988). Воспоминания: "Накануне" (1966), "На флотах боевая тревога", "На далеком меридиане" (оба 1971), "Курсом к победе" (1975). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины