Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - левитан

Левитан

левитан

Исаак Ильич (1860, Кибартай, Литва – 1900, Москва), русский живописец и график; выдающийся пейзажист. Родился в семье железнодорожного служащего. В 1870 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1898–1900 гг. руководил пейзажной мастерской МУЖВЗ, где его учениками были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов и др. известные живописцы. Ежегодно путешествовал по средней полосе России, бывал в Германии, Австрии, Финляндии, Франции, Италии, Швейцарии. Входил в Московское общество любителей художеств, принимал участие в выставках художественного объединения «Мир искусства». В 1897 г. стал действительным членом «Мюнхенского Сецессиона». С 1898 г. – академик АХ. Произведения Левитана экспонировались в России, Мюнхене и Париже.

И. И. Левитан. «Март». 1895 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

И. И. Левитан. «Золотая осень». 1895 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

В своих ранних работах Левитан был увлечён разнообразными возможностями живописи на пленэре. Его интересовала передача с помощью красок напоённого влагой воздуха, мягкого вечернего освещения, игры солнечных бликов на водной поверхности. В картине «После дождя. Плёс» (1889), в колорите которой преобладают тончайшие акварельные оттенки серебристо-серого и голубого, предстаёт тихий провинциальный город, омытый только что прошедшим дождём. Монументальность, глубина философского обобщения отличают картину «Над вечным покоем» (1894). В письме к П. М. Третьякову Левитан писал, что в этом произведении он «весь, со всей своей психикой, со всем… содержанием». На позднем этапе творчества художник вновь обращается к радостным, светлым мотивам. Самый обычный уголок сельской природы преображается яркими, солнечными красками в картине «Март» (1895). Пейзаж искрится непосредственностью, радостью жизни. В пейзаже «Золотая осень» (1895) предстаёт великолепное праздничное зрелище одетой «в багрец и золото» природы. Колористическое богатство картины достигается всего тремя основными цветами: жёлтым, голубым и зелёным, разработанными художником в бесконечном разнообразии оттенков.

И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

И. И. Левитан. «Лилии. Ненюфары». 1895 г. Государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева. Астрахань

 

Левитан значительно расширил возможности пейзажного жанра, насытив его философским содержанием, размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, стремясь к тому, чтобы природа являлась в картине «насквозь очеловеченной», пропущенной «через призму темперамента художника». Он продолжил линию лирического пейзажа, начатую А. К. Саврасовым.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЛЕВИТАН Михаил (Michl Lewitan, 1884-) видный еврейский публицист. Член ВКП(б). Родился в семье еврейских колонистов (в б. Екатеринославской губернии). Учился в реальном училище, сдал экзамен на звание народного учителя. Будучи учеником, примыкает к левому, так наз. «рабочему» крылу сионистического движения, затем к еврейской социалистической партии. Долгое время работал в качестве учителя, был основателем еврейской школы в Киеве, известной под названием «Демиевская школа». В 1914 выпустил в издании В. Клецкина (Вильна) первый на еврейском языке учебник по арифметике. В 1919 Левитан вступает в коммунистическую партию. Редактирует ряд центральных еврейских коммунистических органов на еврейском языке.Л. занимает видное место среди еврейских газетных работников и публицистов. Он написал ряд статей по вопросам литературы (гл. обр. о лит-ой политике). ...
Литературная энциклопедия
2.
  ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), живописец. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций и эмоциональных интонаций, близких творчеству А. П. Чехова, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Русь", 1900) или скорбная одухотворённость образа ("Над вечным покоем", 1894). Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная нюансированная живопись Левитана составили эпоху в искусстве русского пейзажа.2. ...
Русская энциклопедия
3.
  ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860 1900), российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895) или скорбная одухотворенность образов ("Над вечным покоем", 1894; "Владимирка", 1892). Произведения Левитана раскрывают тончайшие состояния природы средствами пленэрной (смотри Пленэр>), тонко нюансированной живописи. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины