Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - мемлинг

Мемлинг

мемлинг

(memling) Ханс (ок. 1440, Зелигенштадт, Гессен – 1494, Брюгге), нидерландский живописец эпохи Возрождения. Возможно, учился у Р. ван дер Вейдена, влияние которого ощутимо в ранних работах Мемлинга (триптих «Распятие», 1467—70). Однако уже в панно «Страсти Христовы» (ок. 1470), вероятно созданном для флорентийского купца Томмазо Портинари, проявляются неповторимые особенности манеры художника: вкус к деталям, редкостный дар увлекательного рассказа и неистощимое богатство воображения. Разновременные события Страстной недели, а также им предшествующие (Тайная вечеря, Воскрешение Лазаря) и последующие (Несение креста, Распятие) представлены происходящими в едином пространстве – на улицах и площадях фантастического города, увиденного с высоты птичьего полёта. По такому же композиционному принципу построена более поздняя картина «Семь радостей Богоматери» (1480), где изображено более 150 фигур и представлено 20 сюжетов.

Х. Мемлинг. «Диптих Мартина ван Ньювенхове». 1487 г. Музей Х. Мемлинга. Госпиталь св. Иоанна. Брюгге

 

Х. Мемлинг. «Страшный суд». Алтарный триптих. Ок. 1473 г. Поморский музей. Гданьск

 

Самое прославленное произведение Мемлинга – триптих «Страшный суд» (ок. 1473 г.). Написанный по заказу флорентийского купца Якопо Тани, он был отправлен по морю в Италию, по дороге украден польским каперским судном и передан в дар собору Св. Марии в Гданьске. На внешних сторонах створок алтаря изображены статуи Мадонны и архангела Михаила с донаторами. Главное действие происходит на центральной внутренней створке. Христос Судия восседает на радуге, окружённый апостолами и ангелами. Слева и справа от его головы лилия и меч – символы чистоты и справедливости. В час Страшного суда разверзается земля и открываются могилы, откуда робко выглядывают воскресшие люди. Архангел Михаил взвешивает на весах души праведников и грешников. Черти загоняют грешников в ад, изображённый на правой створке алтаря, они низвергаются в геенну огненную. Праведников встречает св. Пётр у врат Рая, представленного на левой створке.

Х. Мемлинг. «Страшный суд». Правая створка. Фрагмент

 

Х. Мемлинг. «Страсти Христовы». Ок. 1470 г. Галерея Сабауда. Турин

 

Мемлинг был также замечательным портретистом (парные портреты Т. Портинари и его жены, ок. 1472 г.; «Портрет человека с медалью», ок. 1480 г., и т. н. «Сивилла Самбета», 1480). В «Диптихе Мартина ван Ньювенхове» (1487) изображён (на правой створке) знатный юноша-донатор, благоговейно предстоящий в молитве перед Мадонной с Младенцем, представленной на левой створке. Земной человек и Царица Небесная находятся рядом, в пространстве одной комнаты. Сферическое зеркало, висящее на стене за спиной Богоматери, отражает силуэт коленопреклонённого юноши.

Среди известных произведений художника – триптих «Обручение св. Екатерины» (1479), в правой части которого представлены апокалиптические видения Иоанна Богослова, и композиции, украшающие раку (драгоценный ларец – хранилище останков) св. Урсулы (1489).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Ганс (Memling, Hans) Ок. 1433, Залегенштадт, близ Майнца — 1494, Брюгге. Нидерландский живописец. Учился сначала на родине, в Германии (возможно, у Лохнера в Кёльне) с кон. 1450-х в Нидерландах, по-видимому, у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Оставался там до смерти последнего. С 1466 работал в Брюгге (с 1467 член гильдии живописцев, с 1468 — самый авторитетный художник города). В творчестве Мемлинга как бы синтезированы достижения его предшественников и современников, его зрелое искусство спокойно, гармонично, но не поражает феноменальными открытиями. Известнейшее раннее произведение Мемлинга — монументальный трехстворчатый алтарь Страшный Суд, заказанный одним из представителей банкирского дома Медичи в Брюгге (1466—1473, Гданьск, Поморский музей). Композиция в центральной части близка к аналогичному алтарному образу Рогира ван дер Вейдена, созданному 20 годами ранее, но более многолюдна; обнаженные тела грешников и праведников трактованы с большей пластической свободой, общее настроение сцены менее драматично. В дальнейшем творчестве мастера преобладают алтарные образы на Богородичную тему. Эти произведения оказались наиболее...
Энциклопедия европейского искусства

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины