Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - музеи художественные

Музеи художественные

музеи художественные
научнопросветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративноприкладного искусства, а также памятников архитектуры. История возникновения художественных музеев восходит к древности, их прообразом были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквах и монастырях средневековой Европы. Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: к XVI в. восходит история создания старейших художественных музеев художественные (Уффици, Прадо, Лувр, Дрезденская картинная галерея и др.). Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX в., когда они стали доступны для широкой публики (Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Тейт галерея в Лондоне, Баварские государственные собрания картин в Мюнхене). В России хранилищами произведений искусства в эпоху средневековья были ризницы церквей, соборов и монастырей (например, Троице-Сергиевой лавры). С XVI в. создавалась коллекции Оружейной палаты в Москве. В XVII в. художественные произведения собирали образованные бояре В. В. Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово. В начале XVIII в. Пётр I положил начало организации музеев, в которых (например, в Кунсткамере в Петербурге) коллекции художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера. Обширные собрания картин и статуй создавались в XVIII в. во дворцах царей (в Петергофе, Павловске, Гатчине и особенно в Эрмитаже в Петербурге) и дворянской знати (Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.). В XIX в. наряду с частными коллекциями Ф. И. Прянишникова в Петербурге, К. Т. Солдатёнкова, И. С. Остроухова в Москве, Б. И. Ханенко в Киеве, полностью или частично открытыми для публики, начали функционировать общедоступные художественные музеи: Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, отделение изящных искусств при Румянцевском музее и Третьяковская галерея в Москве, Радищевский музей в Саратове и др. В 1912 в Москве открылся Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). После Октябрьской революции 1917 художественные музеи значительно пополнились за счёт национализации частных собраний и экспедиционно-собирательной деятельности; были открыты многие новые художественные музеи. Структура, организация и деятельность художественных музеев определяются прежде всего характером коллекции. В СССР по составу коллекций художественные музеи разделяются на музеи русского и советского искусства (Третьяковская галерея, Русский музей), музеи национального искусства союзных республик (Музей украинского изобразительного искусства УССР в Киеве), музеи зарубежного искусства (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), музеи народного искусства (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Музей народного искусства в Москве); имеются музеи художественных промыслов (в Палехе, Мстёре), а также музеи, хранящие произведения одного художника (Музей скульптуры С. Т. Конёнкова в Смоленске). Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, наряду с произведениями изобразительного искусства обладает собранием предметов материальной культуры, оружия, костюмов и пр.

Основные задачи научной деятельности художественных музеев в СССР изучение и систематизация коллекций находят отражение в публикациях полных каталогов произведений, хранящихся в музее, и других научных и научно-популярных изданиях. Художественные музеи организуют научные сессии, посвященные итогам научной работы, знаменательным датам, выставкам. В 60-80-х гг. широко развивается выставочная деятельность художественных музеев. Выставки, подготовленные совместно с другими музеями или устроенные в порядке культурного обмена между странами, имеют значительный научный и познавательный интерес, способствуют укреплению дружеских связей между народами (см. также Выставки художественные).

Основными формами научно-популяризаторской работы советских художественных музеев, направленной на эстетическое воспитание трудящихся, являются экскурсии, лекции, беседы на предприятиях, занятия со школьниками в кружках и изостудиях. В СССР насчитывается более 150 художественных музеев (с филиалами), посещаемость которых постоянно возрастает. Четыре крупнейших художественных музея СССР Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей принимают свыше 8 миллионов посетителей в год.

Художественные музеи, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, должны включать экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку, фототеку, фотолабораторию и др. Экспозиция художественных музеев строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства; нередко она имеет комплексный характер в залах вместе экспонируются произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства (как, например, в Эрмитаже, за рубежом в Национальной галерее в Праге, в Метрополитен-музее). В некоторых музеях экспозиция строится частично (например, в Лувре) или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи XVI-XVIII вв. (например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот). В XIX в. складывается типология музейного здания (например, Старый музей в Берлине, 1824-28, архитектор К. Ф. Шинкель), в котором, как и в специально приспособленных для художественных музеев дворцах (Лувр), залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. Фасады подобных зданий нередко отделывались в классицистическом или национальном стиле, а интерьеры в стиле экспонируемых произведений искусства (здания Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Национальной галереи искусства в Вашингтоне и др.). В зданиях художественных музеев, построенных в 60-70-х гг. XX в., применяются разнообразные архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями и климатическими условиями, размещать часть экспозиции (например, скульптуру) на открытом воздухе (Музей В. Лембрука в Дуйсбурге, 1964, архитектор М. Лембрук). Общая черта архитектуры современных художественных музеев гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений; их планировка часто предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов. Во многих художественных музеях применяется искусственное верхнее освещение с подсветом отдельных произведений.

Разновидностью художественных музеев являются музеи архитектуры, некоторые из которых, сходные по структуре с художественными музеями, хранят, экспонируют и изучают различные материалы по истории архитектуры какой-либо страны или её регионов (например, Музей архитектуры имени А. В. Щусева в Москве), а другие организованы на базе отдельных памятников архитектуры или их комплексов. Последние могут иметь форму так называемых парков-музеев или музеев под открытым небом, где собраны перевезённые из различных мест памятники национального деревянного зодчества ("Скансен" в Стокгольме, Латвийский этнографический музей под открытым небом в Риге и др.), либо музеев-заповедников, хранящих и экспонирующих памятники архитектуры совместно с произведениями современного им изобразительного (монументального и станкового) и декоративно-прикладного искусства (например, Загорский историкохудожественный музей-заповедник, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник).

Литература: В. И. Ревякин; Художественные музеи, М., 1974; Museums of the world, 3 ed., Mьnch., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины