Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - новгородская школа

Новгородская школа

новгородская школа
одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII-XV вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности. Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе её становления в новгородской архитектуре и живописи периода Киевской Руси. Во второй половине XII в. на смену монументальным соборам предшествующей эпохи (см. Софийский собор (Новгород), Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие, одноглавые, четырехстолпные церкви (Георгия в Старой Ладоге; Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92, Спаса не Нередице). Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, около 1167, Благовещения в Аркажах, 1189, Спаса на Нередице, 1199). Связью с народным творчеством, обобщённым рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон XIII начала XIV вв. ("Еван, Георгий и Власий", ГРМ). В поисках выразительности архитектурных форм с конца XIII в. зодчие новгородской школы переходят к трехлопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, 1292, Успения на Волотовсм поле, см. Волотово), широко используют разнообразные декоративные элементы (Фёдора Стратилата церковь, Спаса на Ильине церковь). Фрески церквей Спаса на Ильине (1378, Феофан Грек), Фёдора Стратилата (1370-80-е гг.), Успения на Волотовом поле (около 1390) выделяются одухотворённой патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. Линейно-графические, близкие к иконописи приёмы, статичные композиции свойственны росписям церквей Спаса на Ковалёве (1380) и Рождества на кладбище (1380-90-е гг.). В иконах конца XIV-XV вв., замечательных своей артистичной выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом, отразились народные представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва новгородцев с суздальцами" обе в ГТГ). Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство новгородской школы, ярко выразившие своеобразие новгородской художественной культуры. После включения Новгорода в состав Русского централизованного государства (1478) его искусство развивалось в общем русле древнерусской культуры.

"Грановитая палата" во дворе епископа Евфимия в новгородском кремле. 1433.

Фрагмент композиции "Рождество Христово". Фреска в церкви Успения на Волотовом поле. Около 1390.

Литература: В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М.-Л., 1947; его же, Новгородская иконопись, 3 изд., М., 1981; О. С. Попова, Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в., М., 1982; Э. С. Смирнова, В. К. Лаурина, Э. А. Гордиенко, Живопись Великого Новгорода. XV в., М., 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 нач. 16 вв.) одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, Феофан Грек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов. ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины