Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - пизано

Пизано

пизано
(Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов XIII-XIV вв. Никколо (Никола) Пизано (около 1220 между 1278 1284), скульптор. Один из основоположников Проторенессанса. Испытал воздействие позднеримской, южно-итальянской и тосканской скульптуры. Воспринимал пластику как искусство, тектонически равноправное с архитектурой (мраморные кафедры баптистерия в Пизе, окончена в 1260, и собора в Сиене, при участии Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано). Созданные им образы отличаются величавостью, пластической мощью и осязательностью скульптурной формы. Джованни Пизано (около 1245-1250 после 1314), скульптор и архитектор. Сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Испытал влияние французской готической пластики. Около 1270-76, по-видимому, посетил Францию. Скульптурным произведениям Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284-99, кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301, обе работы в мраморе), проникнутым страстной эмоциональной напряжённостью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готической изломанностью контуров. Архитектурное творчество Джованни Пизано (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284-99) развивалось в русле готики. Андреа Пизано (собственно Андреа да Понтедера, Andrea da Pontedera) (p. около 1290 ум. 1348/1349), скульптор и архитектор. В его скульптурных работах (рельефы южных дверей (флорентийского баптистерия, позолоченная бронза, 1330-36; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337-43, ныне в Музее собора) ясность композиции сочетается с изысканностью форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. В архитектуре Андреа Пизано соединяются позднеготические и проторенессансные тенденции (руководство строительством кампанилы флорентийского собора, 1337-43, и собора в Орвието, 1347-48). Нино Пизано (около 1315 1368), скульптор, архитектор и ювелир. Сын и ученик Андреа Пизано. Для пластики Нино Пизано ("Мадонна", мрамор, 1343-47, Музей собора, Орвието), испытавшего влияние французской готики, характерны S-образный изгиб фигур, иррациональность линейных ритмов. Как архитектор продолжил строительство собора в Орвието после смерти отца.

Никколо Пизано

Литература: В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59; Poeschke J., Die Sienesar Domkanzel des N. Pisano, B., 1973; Carli E., G. Pisano, Pisa., 1977. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПИЗАНО (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13 14 вв. Наиболее известны: Никколо (около 1220 между 1278 1284), один из основоположников Проторенессанса, создатель пластически-осязаемых, полных могучей силы образов (кафедра баптистерия в Пизе, 1260). Джованни (около 1245 после 1314), сын Никколо. Сочетал страстную эмоциональную напряженность образов, готическую изломанность линий с традициями Проторенессанса (кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины