Художественная энциклопедия - рибера
Связанные словари
Рибера
(ribera) Хусепе де (1591, Хатива, Валенсия – 1652, Неаполь), испанский живописец; представитель караваджизма. По легенде, учился у Ф. Рибальты в Валенсии, однако этот факт документально не подтверждён. Предположительно в 1611 г. уехал в Парму, где написал картину «Св. Мартин на коне» (утрачена). В 1615 г. жил в Риме при церкви Санта-Мария дель Пополо, в 1616 г. переехал в Неаполь, где стал придворным живописцем испанских вице-королей.
Х. де Рибера. «Видение св. Бруно». 1643 г. Музей и Национальная галерея Каподимонте. Неаполь
Х. де Рибера. «Хромоножка». 1642 г. Лувр. Париж
В ранних произведениях Риберы (в том числе в офортах, 1620-е гг.) преобладают резкие контрасты света и тени, диагональные ракурсы, интерес к передаче фактуры тканей и человеческой кожи. Для творчества Риберы 1620—30-х гг. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа веры над физическим страданием («Св. Себастьян и св. Ирина», 1628). К этому периоду относятся также полуфигурные изображения философов и святых, трактованных как народные типы («Архимед», 1630; «Св. Иероним»). С сер. 1630-х гг. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, переходит к более уравновешенным решениям (отчасти под влиянием приехавшей в Неаполь художницы А. Джентилески и местных мастеров классицистического направления, возглавляемых М. Станционе). Светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, художник переходит к т. н. светлой «венецианской» палитре, композиции приобретают большую монументальность, появляются картины на мифологические и исторические сюжеты. Возвышенной человечности полны евангельские и библейские композиции («Непорочное зачатие», 1635; «Троица», 1635—37; «Поклонение пастухов»). Проникновенная лиричность отличает его женские образы («Св. Инесса», 1641; «Обручение св. Екатерины», 1648). В конце жизни Рибера возвращается к «тёмной» караваджистской манере и пишет в основном отшельников, добровольно покинувших мир («Св. Павел Пустынник», «Св. Мария Египетская»; обе – 1651; «Св. Иероним», 1652).
Творчество Риберы ощутимо повлияло как на неаполитанских мастеров, так и на испанских караваджистов.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 932 | |
2 | 646 | |
3 | 606 | |
4 | 582 | |
5 | 581 | |
6 | 534 | |
7 | 523 | |
8 | 519 | |
9 | 515 | |
10 | 508 | |
11 | 506 | |
12 | 505 | |
13 | 504 | |
14 | 473 | |
15 | 473 | |
16 | 473 | |
17 | 456 | |
18 | 454 | |
19 | 430 | |
20 | 423 |