Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - сурбаран

Сурбаран

сурбаран

(Zurbarán) Франсиско (1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос – 1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 г.) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—28), с 1628 г. – в Севилье, где получил звание главного живописца города. В 1658 г. был приглашён к королевскому двору, заказы для которого выполнял в течение последнего десятилетия своей жизни. Испытал сильное влияние Д. Веласкеса и Х. Риберы. В поздние годы в его стиле произошли изменения в сторону мягкой барочной манеры Э. Мурильо.

Сурбаран писал в основном святых и служителей церкви. Ранние произведения отмечены влиянием караваджизма (работы в капелле Св. Петра в соборе в Севилье, 1625). В период творческого расцвета (1630—40-е гг.) художник создавал простые по пространственному решению композиции, в которых святые представлены в рост, в светлых одеждах на тёмном фоне, в неподвижных позах, что сообщало их изображениям оттенок незыблемого величия. В образах своих современников, запечатлённых в портретах («Портрет доктора Саламанкского университета», ок. 1635 г.; «Портрет монаха Педро Мачадо», ок. 1633 г.), и в святых персонажах Сурбаран воплотил национальный испанский идеал благородства, истинной, непоказной веры, внутреннего горения духа под маской суровой сдержанности. В картине «Св. Лаврентий» (1636) лишь жаровня в руках святого напоминает о страшной кончине великомученика, изжаренного на раскалённой решётке. Фигура св. Лаврентия торжественно возвышается на фоне неба. Очень низкая линия горизонта, благодаря чему зритель благоговейно смотрит на величественную фигуру снизу вверх, как на памятник незыблемой вере. Широкие, жёсткие складки малиновых, затканных золотом одежд заключают тело святого словно в драгоценный футляр.

Ф. Сурбаран. «Отрочество Богоматери». 1658—60 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 

Ф. Сурбаран. «Св. Лаврентий». 1636 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 

Ф. Сурбаран. «Натюрморт с четырьмя сосудами». 1633 г. Прадо. Мадрид

 

Сурбаран писал также мифологические сцены (цикл «Подвиги Геркулеса», 1634), а также исполненные сурового благородства и величия натюрморты («Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой», «Натюрморт с четырьмя сосудами»; оба – 1633). Предметы простой кухонной утвари (кувшины, чашки, тарелки) торжественно возвышаются на постаменте-столе, подобно монументальным памятникам, приводя на память слова испанской святой Терезы Авильской: «Бог может войти даже в глиняный горшок».(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Франсиско (Zurbaran, Francisco) 1598, Фуэнте де Кантос, провинция Бадахос, Эстремадура — 1664, Мадрид. Испанский живописец. Родился в семье небогатого торговца, юношей был отдан отцом в обучение (1614—1616) к П. де Вильянуэве, севильскому художнику, который специализировался на раскраске деревянных статуй. В Севилье, возможно, посещал мастерскую Ф. Пачеко, где сблизился с Веласкесом. Испытал влияние Караваджо. Жизнь Сурбарана прошла безвыездно в Испании, в 1617—1618 — в эстрамадурском местечке Льеренне, затем снова с 1629 — в Севилье, где в 1630—1640 он пережил период расцвета и славы, ведь именно ему, скромному провинциалу, поручили ряд заказов для севильских монастырей, а городской совет Севильи просил его навсегда остаться в их городе, что вызвало бурное возмущение местной корпорации живописцев. В 1634 Сурбаран работал в Мадриде для дворца Буэн-Ретиро и изучал королевские собрания живописи; вернувшись в Севилью, продолжал исполнять крупные заказы для монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Америке. Начало 1650-х отмечено в его творчестве чертами творческого спада, что по традиции объясняется подражанием стареющего мастера работам...
Энциклопедия европейского искусства
2.
  СУРБАРАН (Zurbaran) Франсиско (1598 1664), испанский живописец. Представитель севильской школы. Строгий монументализм композиций сочетал с тщательной передачей предметной фактуры, светотеневой моделировкой фигур, теплой цветовой гаммой (цикл картин из жизни Святого Бонавентуры, 1629). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины