Художественная энциклопедия - туркменская советская социалистическая республика
Связанные словари
Туркменская советская социалистическая республика
Коренной перелом в развитии искусства Туркмении произошёл после Октябрьской революции 1917 и образования сначала Туркестанской АССР (1918), а в 1924 Туркменской ССР. Главным фактором градостроительства Советской Туркмении стало развитие промышленности. В 30-40-х гг. архитекторы "Туркменгоспроекта" и др. разрабатывали генеральные планы городов и посёлков и типы жилых домов, отвечающие природным условиям Туркмении; в архитектуре широко использовались элементы русского классицизма и формы средне-азиатского зодчества. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ускоренными темпами велось промышленное и жилое строительство. После землетрясения 1948 (разрушен Ашхабад и окрестные посёлки) были разработаны новые проекты сейсмостойких зданий, внесены поправки в проектирование городской застройки (объединение предприятий в промышленные районы, расширение городских артерий, создание системы площадей, зелёных эспланад, ансамблей административных и общественных зданий). Отдельные сооружения первой половины 50-х гг. показывают творческое использование наследия русского и туркменского зодчества (ансамбль АН Туркменской ССР в Ашхабаде, архитектор Л. К. Ратинов и др.). Со второй половины 50-х гг. начался переход к индустриальным методам строительства. В генеральных планах 60-х гг. (Ашхабад, Красноводск, Мары, Чарджоу) проявилось стремление к созданию современных, художественно выразительных композиций. Архитектура 60-80-х гг. отмечена тенденциями к функциональной целесообразности планировки и оформления зданий, к синтезу с монументально-декоративным искусством, к органичной связи архитектурных форм с ландшафтом (площадь Карла Маркса в Ашхабаде).
Становление советского изобразительного искусства Туркмении связано с творчеством Р. М. Мазеля и А. П. Владычука, по инициативе которых в 1920 в Ашхабаде была организована "Ударная школа искусств Востока". В 20-х гг. искусство Туркмении развивалось под знаком поисков национального стиля. В живописи закладывались основы социально-тематической картины, портрета-типа (Б. Нурали, С. Н. Бегляров). Активную роль в общественно-политической жизни Туркмении играла графика (плакаты, карикатуры; Р. В. Гершаник, В. Я. Демиденков, Н. И. Костенко, М. П. Федура и др.). Был создан один из первых советских монументов в Средней Азии памятник В. И. Ленину в Ашхабаде (1927, архитектор А. А. Карелин, скульптор Е. Р. Трипольская, керамист Н. И. Назаров). В 30-х гг. главной задачей туркменских художников стало отражение конкретного содержания жизни на основе метода социалистического реализма (Бегляров, Нурали, И. И. Черинько, город Ф. Бабиков, Ю. П. Данешвар). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ведущим стало агитационное искусство ("Окна ТуркменТАГа"). В послевоенные годы дальнейшее развитие в живописи Туркмении получили тематическая и бытовая картина (Е. М. Адамова), портрет, пейзаж. Искусству Туркмении 50-60-х гг. свойственно стремление к глубокой оценке событий современности, к отражению особенностей общественного развития Туркмении (И. Клычев, Г. Я. Брусенцов, А. Хаджиев, А. Кулиев, А. Т. Щетинин). 60-80-е гг. знаменательны сложением и развитием национальной художественной школы Туркмении на основе объединения художественных сил республики, овладения методом социалистического реализма, творческого освоения национального наследия. Художники ищут темы высокого гражданственного содержания, композиции отличаются чёткостью, ясностью ритмов, остротой линии, пластической выразительностью яркой цветовой гаммы (Клычев, А. и Ч. Амангельдыевы, С. Г. Бабиков, М. Мамедов, Д. Байрамов). Развиваются театрально-декорационная живопись (Е. Л. Кордыш, Ш. Акмухамедов, Я. К. Аннануров), монументально-декоративное искусство (Д. Джумадурды, К. Ярмамедов). Народное и декоративно-прикладное искусство Туркмении в советское время получает дальнейшее развитие: безворсовое ковроткачество, изготовление узорных кошм и тканей, изделий из кожи, вязание, вышивка, ювелирное дело. Наряду с возрождением классических типов орнаментальных ворсовых ковров ткутся портретные и сюжетнотематические ковры.
СА Туркменской ССР основан в 1936, СХ Туркменской ССР в 1939.
Женские статуэтки из Кара-Тепе. 3-е тысячелетие до н.э. Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция АН Туркменской ССР. Ашхабад.
Сосуд из Ак-Тепе. Керамика, роспись. 2-е тысячелетие до н.э. Музей истории Туркменской ССР. Ашхабад.
Кёшк Кыз-Кала Большая в Мевре. 7 в.
Мавзолей династии Суфи ("Тюрабек-ханым") в Куня-Ургенче. 60-е гг. 14 в.
Мечеть в Аннау. 1456. Пештак. Вид до землетрясения 1948.
С. Н. Бегляров. "Туркменки". 1929. Музей искусства народов Востока. Москва.
Текинский праздничный женский халат-накидка чырпы. Вышивка шёлком. 20 в.
Л. К. Ратинов, Ю. В. Жилинский, А. В. Бочаров. Ансамбль зданий АН Туркменской ССР в Ашхабаде. 1952 1954.
Школа в посёлке Фирюза Ашхабадского района. 1981. "Туркменгоспроект".
Текинский ворсовый ковёр. 19 начало 20 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.
Чары Амангельдыев. "Шукур Бахши". 1972. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад.
Нагрудные украшения для женского костюма. Серебро, цветное стекло. Гравировка. Конец 19 начало 20 вв.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ИИН СССР, т. 1-9, М., 1971-84; Пугаченкова город А., Искусство Туркменистана, М., 1967; (Саурова город И.), Искусство Туркменской ССР. (Альбом), Л., 1972; Архитектура Советского Туркменистана, М., 1972; М. Н. Халаминская, Живопись Туркмении. (Альбом), М., 1974; Памятники архитектуры Туркменистана, Л., 1974. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 932 | |
2 | 646 | |
3 | 606 | |
4 | 582 | |
5 | 581 | |
6 | 534 | |
7 | 523 | |
8 | 519 | |
9 | 515 | |
10 | 508 | |
11 | 506 | |
12 | 505 | |
13 | 504 | |
14 | 473 | |
15 | 473 | |
16 | 473 | |
17 | 456 | |
18 | 454 | |
19 | 430 | |
20 | 423 |