Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - вазопись

Вазопись

вазопись
античная, роспись античных керамических сосудов. Ведёт своё начало от эгейского искусства: критские вазы "стиля камарес" (XX-XVIII вв. до н. э.) с покрывающими сосуды изысканными стилизованными растительными узорами, вазы с живыми лаконичными изображениями растений и морских животных (конец XVII-XVI вв. до н. э.); строгие по композиции вазы "дворцового стиля" (конец XV в. до н. э.) с более мелким геометризованным растительным орнаментом. В микенском искусстве XIV-XII вв. до н. э. схематичные изображения людей и животных к концу периода сменяются геометрическими мотивами.

Нового расцвета достигает вазопись в искусстве Греции Древней. Она даёт некоторое представление о почти не сохранившейся древнегреческой монументальной живописи. Вазы, покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже голубой, розовой, красной и жёлтой красками и позолотой. Композиция росписей органически связывалась с формой сосудов, гибкий ритм обобщенных контурных линий отличался строгой упорядоченностью, декоративным изяществом и свободой. Древнегреческая вазопись прошла в своём развитии следующие стадии: "субмикенскую" (опиравшуюся на позднемикенские традиции, первая половина XI в. до н. э.), протогеометрический стиль (вторая половина XI в. X в. до н. э.) и геометрический стиль (IX-VIII вв. до н. э.; полосы чётких ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, подчёркивающие тектонику сосудов), "ковровый", или "ориентализирующий", стиль (VII в. до н. э.; расположенные поясами полихромные изображения животных и фантастических существ, реже мифические сцены в сочетании с нарядными растительными узорами). В VI в. до н. э. в Аттике складывается и переживает расцвет чернофигурный стиль (силуэтные изображения наносились чёрным лаком на жёлтую или красную глину, детали одежды, орнамента и т. д. выполнялись белой и пурпуровой красками). Росписям этого стиля свойственны чистота линий, выразительность силуэтов, эмоциональная насыщенность сложных сюжетных сцен (работы Клития, Эксекия, Амасиса и других мастеров).

Около 530 до н. э. появилась краснофигурная вазопись (чёрный фон, изображения цвета глины), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать основные объёмы с помощью линий. Чернофигурная вазопись продолжала господствовать в Аттике до начала V в. до н. э., сосуществуя с краснофигурной. Вазопись "строгого стиля" (последняя четверть VI начало V вв. до н. э.) при ясности и изяществе образов отличается известной угловатостью рисунка (работы вазописцев Евфрония, Дуриса, "мастера Брига "). Со второй четверти V в. до н. э. в вазописи "свободного стиля" изображения становятся более сложными и мягкообъемными. Свобода и естественность композиции, точность и лаконизм рисунка, элегичные ноты присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов третьей четверти V в. до н. э. В конце V-IV вв. до н. э. вазопись отличается стремлением к роскоши и декоративной пышности ("роскошный стиль" живопись Мидия и др.), перегруженностью композиции, нарушением органического единства росписи и формы сосудов. Вазопись процветала также в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием древнегреческой вазописи развивалась вазопись этрусков. С III-II вв. до н. э. древнегреческая вазопись постепенно пришла в упадок и уступила место покрытым лаком сосудам с рельефным декором или накладной орнаментной росписью.

Ваза "стиля камарес". Около 1800 до н.э.

Эксекий. Чернофигурная амфора с изображением Леды и Диоскуров. Около 530 до н.э. Ватиканские музеи. Рим.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины