Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь литературных терминов - дневник

Дневник

дневник
ДНЕВНИК. Так называются записки, составленные данным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. Самое название «Дневник» (от слово «день») указывает на отличительную формальную особенность этих записей: они ведутся в хронологическом порядке, по мере развития событий, правда, иногда с более или менее значительными перерывами, обусловленными либо внешними обстоятельствами, либо душевным состоянием автора дневника. Во всяком случае, подобные записи не ретроспективны: они современны соответствующим событиям. От этой основной формальной особенности дневника зависит и расчленение его на части. Оно обусловлено датой отмечаемых событий, а не их внутренней последовательностью.

Второй значительной особенностью дневника служит его субъективная форма: рассказ о событиях ведется всегда от первого лица, выбор темы всегда явно зависит от личных интересов автора.

Авторами дневников нередко бывают лица, никакого отношения к искусству не имеющие. Даже писатели-художники, ведя свой дневник, если он не предназначен к опубликованию, не ставят при этом перед собою специальных художественных задач; Поэтому обычный дневник, в большинстве случаев, не может еще рассматриваться, как художественное произведение. Но и обычный дневник рядового человека все же кроет в себе некоторые особенности, могущие заинтересовать исследователя литературы. Среди этих особенностей наиболее ощутимая — стиль эпохи. Таков, например, дневник Веры Сергеевны Аксаковой. Ни художественные произведения ее отца, ни публицистические — брата — не могут, так живо передать мелкие особенности быта, неприметные изгибы современной ей психики, едва уловимые оттенки в мироощущении данной среды — как эти незамысловатые записи, занесенные неуверенной женской рукой.

Дневники писателей, помимо своего очевидного значения в качестве историко-литературного документа, интересны для нас и обрывками художественных образов, особенностями речи, в которых ведь не могли не сказаться, помимо даже желания, писательские наклонности автора.

Но художники слова могут пользоваться дневником и просто, как литературной формой. Здесь мы встречаемся с двумя разновидностями: или это действительно дневник писателя, но предназначенный для постороннего чтения, или же это записки совершенно вымышленного лица, литературного героя.

Образец первой разновидности дневника, как литературного произведения — «Дневник писателя» Достоевского. В нем переплелись в один клубок самые разнообразные темы: литературные, общественные, политические. Здесь уже выбор темы определяется не личными только интересами автора, но интересами круга его читателей. И самый язык «Дневника Писателя» — не непритязательный язык обычного дневника: фельетонный стиль этих страниц расчитан на чужое внимание. Хронологическая форма дневника дает Достоевскому повод к оживлению основной темы вставными замечаниями, ссылками на личные обстоятельства и проч., что искусственно (и искусно) содействует непринужденности речи. Та же форма создает возможность вставлять среди публицистических тем и отдельные художественные произведения: включенные Достоевским в свой «Дневник» рассказы («Бобок», «Сон смешного человека» и др.) — это страницы подлинного поэтического письма.

Другая разновидность дневника — литературной формы — дает не меньше художественных возможностей. Среди примеров русской литературы — «Записки из подполья» Достоевского, «Дневник лишнего человека» Тургенева. Мопассан дает образец этой формы в своем фантастическом рассказе «Horlá». И у Достоевского, и у Тургенева, и у Мопассана выбор этой формы обусловлен психологическими заданиями произведений: заставляя говорить самого героя, они еще больше обостряют свой психологический анализ, придавая ему, к тому же, характер особой правдоподобности. Эта последняя особенность (придание правдоподобности) прекрасно использована Мопассаном, в связи с одним еще обстоятельством, — с фантастичностью основного сюжета.

Рассказ «Horlá» — несколько листков, заполненных беспорядочными записями, лихорадочно сделанными рукою уединенного мечтателя. Его посещает по ночам какое-то странное существо, которому он дает имя «Horlá». Сначала дух дает знать о себе едва уловимыми признаками, затем все больше и больше внедряется в жизнь героя, пока тот, обезумев от его преследований, не поджигает, наконец, всего дома, желая уничтожить в пламени своего мучителя. Такова внешняя фабула рассказа. Она фантастична и смещает реальную установку событий. Но Мопассан, пользуясь избранной им формой дневника, создает здесь своеобразный эффект. Параллельно с развитием внешнего фантастического сюжета, развивается внутренний сюжет — безумие героя. Дневник, под пером Мопассана служит, таким образом, одним из наиболее удачных видов комбинации сюжетов. Эта комбинация, к тому же, заключает в себе и реалистическое оправдание фантастических событий.

Связь между формой дневника и психологическим анализом находит подтверждение не только в особенностях самой литературной формы, но и в исторических данных. Для сентиментализма и романтизма, выдвинувших жизнь сердца на смену рационалистическим темам предшествующих литературных направлений, дневник стал одной из излюбленных форм.

Валентина Дынник.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель

Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского

1925

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ДНЕВНИК записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя) или автора ("Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  Дневник ДНЕВН́́ИК, литературно-бытовой жанр, широко использованный Л. в стихах и прозе. Внедрение формы Д. в лит-ру осуществляется Л. — с разной степенью интенсивности — на протяжении всего творч. пути.Д. предполагает записывание кем-либо существенных событий своей личной жизни, связанных с ними переживаний, размышлений, сокровенных рассуждений о жизни и мире в целом. Формальные признаки Д. — повествование от первого лица и датировка каждой записи, охватывающей, как правило, один день и характеризующей его с т.з. пишущего. Записи в Д. — как бы вехи на пути духовного развития автора. Характерная черта Д. — неожиданное постижение, открытие ведущим Д. того, что было скрыто, не замечено человеком в самом себе, в других людях, в мире вообще. Историч. формированию Д. как особого жанра предшествует летопись, однако Д. отказывается от летописной объективности. Социально-психол. основой Д. в лит-ре 19 в. становится утверждение «Я» как первостепенной духовной ценности и верховного судьи окружающих: Д. генетически связан с развитием индивидуализма как мироощущения.В поэзии Л. с первых его лит. опытов обнаруживается стремление к...
Лермонтовская энциклопедия
3.
  ДНЕВНИК см. Мемуарная литература. ...
Литературная энциклопедия
4.
  1) Форма повествования, которое ведется от первого лица; записанные реальными людьми сведения о текущих событиях своей жизни. Особенностью Д. является то, что дневниковые записи всегда современны фиксируемым событиям.2) В художественной литературе жанровая разновидность прозы ("Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина). Д. может стать и средством раскрытия характера героя ("Журнал Печорина" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени").Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины