Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь литературных терминов - ипостаса

Ипостаса

ипостаса
ИПОСТАСА — замена одной стопы другой. Термин ипостаса впервые введен в учение о русском стихе Валерием Брюсовым. Дело в том, что, хотя стих и может быть разбит иа стопы, но фактически нет такого стиха, который бы сплошь был написан одними и теми же стопами. Такое однообразие делало бы ритм стиха убогим, и поэты избегают его. По этой причине замена основной стопы, которой написан стих, другими стопами является важнейшим средством обогащения стиха. Так, хореические стопы заменяются пиррихическими (см. слово «хорей» и «пиррихий»), ямбические (см. слово «ямб») — хореическими и т. п.

Одними из первых работ, установивших неправильность школьного взгляда на чистый ямб, являются работы Андрея Белого (см. его книгу «Символизм»); полное учение о возможных для различных стоп ипостасах дал Валерий Брюсов (см. его книгу «Наука о стихе»).

Я. З.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель

Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского

1925

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИПОСТАСА (замена) в античной метрике под И. в широком смысле понимают видоизменения, происходящие со стопой в стихе и состоящие в том, что стопа, не меняя своей длительности (т. е. сохраняя число мор , в нее входящих), меняет свой слоговой состав, или заменяя один долгий слог двумя краткими («распущение», «solutio») или два кратких одним долгим («стяжение», «contractio»), так, вместо «U U» (дактиль) мы можем получить «-» (то есть спондей); одна стопа как бы «заменяется» другой, равной ей по длительности, по числу мор (вместо «анапеста» (U U -) может (условно, так как на самом деле перед нами видоизмененный анапест) стоять «дактиль» (-U U), вместо «U -» или «U» получим «U U U» (трибрахий) и т. д.), причем ритмическое ударение сохраняет свое первоначальное место (т. е. ипостасируя «-' U», получаем «u U U», вместо «U -» получаем «U U U» и т. д.); так обр. эти видоизменения стоп никоим образом не изменяют их соизмеримости с другими, сохраняя их временную длительность и место ритмического ударения. Понятие И. было перенесено (В. Брюсовым в особенности) и в теорию силлабо-тонического стиха, где при помощи И. пытались объяснить характерное для него явление пропуска...
Литературная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины