Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь литературных терминов - род

Род

род
РОД. 1. Р. существительных. Способность существительных сочетаться с известными формами согласуемых слов (прилагательных и согласуемых в роде форм глагола), отличающая их от других существительных, вступающих для обозначения тех же грамматических функций в сочетание с другими формами тех же согласуемых слов. Эта способность обусловливается или различиями в форме существительных (ср. стол, скамья, окно), или различиями в значении существительных (ср. судья, сестра), или тем и другим. В существительных русского языка существуют двоякие категории Р.: 1. мужской, женский и средний Р., различающиеся только в единств. ч., и 2. одушевленный и неодушевленный Р., различающиеся только у существительных муж. Р. в единств. ч. и у существительных во множ. ч. (см. Одушевленные предметы). Категории муж., женск. и средн. Р. унаследованы русским языком от древнейших эпох (это деление восходит еще к общеиндоевропейскому яз.) и в настоящее время различаются по разным признакам, частью по значению, частью по окончаниям падежных форм. Можно думать, что первоначально в общеиндоевропейском яз. (за 2.000 лет до Р. Хр.) эти признаки совпадали: к муж. и женск. Р. относились имена лиц, животных и растений, к среднему — имена вещей (гл. о. сделанных); из первых к муж. Р. принадлежали имена особей муж. пола, а к женскому — имена особей женск. пола; остальные распределялись по родам по другим признакам; определенным родовым значениям соответствовали и определенные группы падежных окончаний. Еще в общеиндоевропейскую эпоху к среднему Р. были отнесены названия детенышей, как существ с невполне определившимся полом, ср. средний Р. таких имен в украинском: теля, дівча и средний Р. уменьшительных в древнегреч. и немецк. Еще позднее в отдельных индоевропейских языках явились некоторые существит. среднего Р., представляющие общие названия животных и растений, безотносительно к полу, ср. русск. животное, насекомое, растение. В нынешних индоевропейских языках старое значение категорий мужеского и среднего рода сохранилось лишь отчасти; во многих языках уцелело только два рода, мужеский и женский или одушевленный и неодушевленный, а в некоторых род существительных, как грамматическая категория, вовсе утрачен.

2. Р. прилагательных и других согласуемых в роде слов. Различные формы согласуемых слов, зависящие от Р. существительных, с которыми эти слова вступают в сочетание. Из определения Р. существительных ясно, что у согласуемых слов различаются те же категории рода и в тех же падежах, как и у существительных. Одушевленный и неодушевленный Р., различающиеся только в форме винительного падежа, могут различаться поэтому только у прилагательных в атрибутивной форме, а у слов, имеющих формы только предикативного согласования, не различаются.

Н. Д.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель

Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского

1925

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  РОД в биологии основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Напр., разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют род кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) род сосен. Близкие роды объединяют в семейство. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  , Йорген (Roed, Jorgen) 1808, Копенгаген — 1888, Копенгаген. Датский живописец. Обучался с 14 лет у портретиста Х. Хансена в Академии художеств, дружил с его сыном К. Хансеном, впоследствии известным живописцем. После смерти Хансена занимался у К. В. Эккерсберга. Увлекся изображением памятников архитектуры под влиянием учителя и трудов историка искусства Нильса Лауритц Хойена о зодчестве Средневековья и Ренессанса. Принял участие в конкурсе 1835, организованном "Обществом искусств", получив первую премию за полотно Дворик в замке Фредериксборг (Фредериксборг, Художественные собрания). Писал также соборы в Орхусе (Копенгаген, Гос. музей искусств) и Роскилде (Орхус, Художественный музей), интерьер собора в Рибе в Северном Шлезвиге (1836, Копенгаген, Гос. музей искусств). В 1837 в качестве пенсионера Академии художеств поехал в Италию. Вместе с К. Хансеном путешествовал в Неаполь, Помпеи, Пестум, изучал памятники античности. Исполнил также картину на бытовой сюжет Двор тюрьмы в палаццо Барджелло во Флоренции (1842, Копенгаген, Гос. музей искусств), которую завершил уже на родине. В Италии на заказ писал полотна, копируя алтарные образы в известных...
Энциклопедия европейского искусства
3.
  РОД Эдуард (edouard Rod, 1857-1910) швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма («Palmyre Veulard», 1881). Но вскоре Р. отошел от натурализма и стал разрабатывать в своих произведениях моральные проблемы. Первая серия этих романов «La course a la mort» (1885), «Le sens de la vie» (1889) и «Les trois cOurs» (1890) посвящена вопросу о смысле жизни и отражает царившие в то время среди мелкой буржуазии пессимистические настроения. В дальнейшем Р. перешел к разработке частных «cas de conscience» (вопросов совести, сложных нравственных дилемм). Таковы романы «La vie privee de Michel Teissier» (1893), «Le menage du pasteur Naudie» (1898). Герои романов Р. представители средней буржуазии, индивидуалисты, разъедаемые самоанализом. К разрешению возникающих проблем Р. подходит исключительно с точки зрения протестантской морали. Композиция его романов громоздка; господствующая идея часто дается абстрактно; основным достоинством его романов является тонкий психологический анализ. На мировоззрение Р. идеолога ущемленной крупным капиталом старой «патрицианской»...
Литературная энциклопедия
4.
  в древнерусской языческой мифологии бог, творец вселенной, создатель всего видимого и невидимого мира. Представление о нем принадлежит к древнейшему слою славянской религиозности. Поклонение Роду фактически представляло собой культ единобожия, ибо все остальные языческие божества считались производными от единого Бога. Как отмечал Прокопий Кесарийский (VI в.), славяне считают, что «один только Бог, Творец молний, является владыкой надо всем».В своей идее понятие о Роде приближалось к христианскому представлению о Боге Саваофе — Боге Отце, Создателе всего сущего. Род выражал светлое, доброе первоначало, производными от которого были Сварог и его сын Дажьбог, прародитель русского племени. Со словом «Род» связано все самое значительное для русского человека. Род (семья, племя, династия), Народ, Родина, Природа, Родить, Урожай. К Роду у русских были особые чувства. Считая себя как бы правнуками главного Бога, они олицетворяли в нем свой род, его единство и неразрывную преемственность.О. ПлатоновИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация" ...
Русская энциклопедия
5.
  РОД (биологическое), основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Например, разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют роды кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) роды сосен. Близкие роды объединяют в семейство>. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины