Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - афанасий

Афанасий

афанасий

Афанасий

Афанасий, св.; Athanasios, из Александрии, ок. 295-373 гг. н. э., латинский христианский писатель. В Александрии получил классическое образование. Его характер сформировали преследования Диоклетиана . пребывание в Египетской пустыне у праведника Антония, а прежде всего теологические споры IV в., среди которых он был «столпом Церкви». В 325 г. на Никейском соборе настоял на отвержении теологических взглядов Ария; в 328 г. был избран епископом Александрийским. Неустанная борьба с арианством представляет главный предмет его церковно-политической деятельности, прерывавшейся пятикратным изгнанием императорами, в большей или меньшей степени разделявшими взгляды Ария. Литературное наследие А. выдает риторическое образование автора, достойна удивления его забота о ясности изложения и точности аргументации; нет недостатка, однако, и в отступлениях, повторениях, противоречиях. Историки патристической литературы делят его произведения на 5 групп. К первой причисляют догматико-апологетические сочинения: Проповедь о претворении слова, Речь против эллинов. В обеих этих речах, написанных в 318-320 гг., он выступает в защиту учения Церкви, нападая на религиозные воззрения иудеев и философию греческих неоплатоников. Другую группу составляют полемические сочинения, в том числе 4 речи против ариан 335 или 336 гг. (четвертая, возможно, не подлинная), 4 письма к Серапиону 356-362 гг., а также значительное число посланий разным адресатам. Эти сочинения отличаются большой точностью и детальным анализом библейских текстов. Третью группу составляют историко-теологические сочинения: Апология против ариан (350 г.) описывает злоупотребления ариан в 340-350 гг.; В защиту бегства (357 г.) объясняет мотивы бегства А. из Александрии в 356 г.; имеется также множество посланий к епископам Египта и египетским монахам. Эти письма содержат историю ариан 335-357 гг. К этой же группе мы причисляем сочинение, оказавшее значительное влияние на аскетическую литературу, особенно средневековую: Жизнь и деяния отца нашего Антония (ок. 357 г.). Это произведение еще во второй половине IV в. было дважды переведено на латинский язык. Борясь с арианами, А. находил также время для комментирования Священного писания, в частности Псалмов. Последняя группа морально-аскетические сочинения: О девственности, послания к Драконтию, наставнику египетских монахов, к монаху Аммуну. Сверх этого фрагментарно сохранились Пасхальные письма к египетским епископам. В них среди прочего мы находим даты празднования Пасхи. Сочинения А., различные как по своему содержанию, так и по литературной форме, почти все носят полемический характер. А. хватался за перо, чтобы повергнуть противников. Хотя по рождению и воспитанию А. был греком, в его произведениях чувствуется недоверие к греческой культуре и особенно к философии. Среди сочинений, приписываемых А., многие не являются подлинными.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АФАНАСИЙ (? ум. после 1568) русский митрополит в 1564-66. Духовник Ивана Грозного и протопоп Благовещенского собора. Номинальный глава русского правительства при введении опричнины. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  АФАНАСИЙ (? умер после 1568), митрополит Всея Руси в 1564-66. Духовник Ивана IV Грозного. В 1549-50 протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле. В период опричнины неоднократно "печаловался" царю за подвергшихся опале.Источник: Энциклопедия "Отечество" ...
Русская энциклопедия
3.
  Афанасий Афанасий Александрийский (295, Александрия, — 373), греческий богослов, представитель патристики, один из главных защитников никейской ортодоксии и непримиримый враг арианства. В качестве дьякона принимал участие в Никейском соборе; с 328 г. — митрополит Александрийский. 5 раз был сослан проариански настроенными императорами. Автор ряда апологетических («Против язычников», «О воплощении Слова»), догматико-полемических (3 речи «Против ариан», «Апология против ариан» и др.), историк-полемических («История ариан», «Апология своего бегства» и др.), экзегетических и аскетических («Жизнь св. Антония») сочинений, посланий и проповедей. Умозрению философских школ А. резко противопоставил идеал подвижника (Антония) который осуществляет на деле ту победу духа над телом, о которой философы думали и говорили. Какими бы резкими ни были отзывы А. о греческой философии, он не мог и не пытался обойтись без ее понятийного аппарата; особенно очевидна его зависимость от среднего платонизма (что вообще обычно для патристики). Однако его собственная мысль строго подчинена идеям христианской доктрины о спасении; для того, чтобы...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины