Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - аноним

Аноним

аноним

Аноним

Аноним, «О возвышенном» (гр. Peri hypsus, лат. De sublimitate), I в. н. э., прозаическое произведение греческого автора, приписываемое как обычно считается, незаслуженно либо Дионисию Галикарнасскому, либо платонику Лонгину, жившему в III в. Стилистические особенности и политические аллюзии заставляют предположить, что этот труд был написан в I в. Спорными вопросами стали прежде всего авторская принадлежность и датировка трактата, так как в одной из рукописей его название гласило: О возвышенном, Дионисия или Лонгина. Детальный анализ текста, его стилистики и политических аллюзий склонили ученых к мнению, что работа создана в I в. и ее нельзя приписать ни Дионисию Галикарнасскому (I. до н. э.), ни тем более Лонгину (III в. н. э.). Автор, следовательно, остается неизвестным. Это монография о художественном стиле. Исходным пунктом для автора стала известная риторическая теория о 3 стилях: низком, среднем и высоком, а непосредственным стимулом к написанию трактата работа Цецилия под тем же названием, с которой Аноним полемизирует. Понятие «возвышенного», в понимании автора, охватывает все выразительные средства, которые придают литературе возвышенную интонацию, свидетельствуют о совершенном мастерстве и позволяют достигнуть его вершин, как в поэтических, так и в прозаических произведениях. Полет, вознесение над обыденной речью и определенный пафос составляют сущность высокого стиля. Автор обращает, однако, внимание на необходимость сохранения меры, избегания излишеств и погони за низкопробными эффектами. На создание высокого стиля влияют, по его мнению, 5 главных элементов: 1) широкий размах мысли; 2) вдохновенность и страстность; 3) умение использовать риторические фигуры; 4) изящество выражения; 5) совершенный строй произведения. Особый упор автор делает на роль вдохновения, а также на величие и благородство души писателя. Он выдвигает тезис о необходимости следовать великим писателям прошлого, а в качестве образцов предлагает Гомера, Геродота, Платона и Демосфена. Ряд разделов посвящается риторическим фигурам, стилистическим средствам, служащим для создания впечатления возвышенности, а также таким недостаткам, как несоответствующий ритм, излишняя сжатость, употребление повседневных выражений в возвышенном контексте и т.д. В заключение он поднимает актуальный и обсуждавшийся в его время вопрос об упадке ораторского искусства. Ход изложения прерывают 2 интересных отступления: сравнение Илиады и Одиссеи, а также Лисия и Платона, при этом первенство отдано Илиаде и Платону. Ценность этого трактата для нас составляют многочисленные цитаты из поэтов и прозаиков, начиная с Гомера, а также их интерпретация. Самой ценной цитатой является не сохранившаяся нигде более ода Сапфо. Замечания о «гении и правилах» удивляют нынешнего читателя своей глубиной и меткостью. Это не только критический труд, но и вдумчивое исследование, отличающееся поразительной тонкостью историко-литературных оценок и соответствием нашему эстетическому чувству. С XVIII в. это произведение завоевало себе прочное место в европейской научно-эстетической литературе. Первое издание вышло в 1554 г., а затем появились многочисленные переводы, комментарии и научные рецензии.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АНОНИМ (от греч. anonymos безымянный) -..1) автор письма или сочинения, скрывший свое имя2)] Сочинение без обозначения имени автора. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  АНОНИМ (греч. безыменный, неизвестный); автор литературного произведения, скрывший свое имя. А. часто служил для автора (или издателя) средством избегнуть преследования цензуры. Так напр. в 90-х гг. сочин. Н. Г. Чернышевского были изданы без имени автора, с отметкой: «изд. М. Н. Чернышевского» (сына писателя). Нередко анонимным сочинение печаталось и в силу тех или иных личных соображений автора; напр. анонимные статьи Пушкина в «Литературной газете» , некоторые журнальные статьи Достоевского. Материалы для раскрытия А. дают показания современников писателя, анализ стиля анонимного сочинения и писателя, к-рому данный А. приписывается, и т. п. данные во всей их совокупности. Решение вопроса о принадлежности А. тому или иному автору требует большой осторожности и тщательной критической проверки исторических и документальных оснований.Библиография: Мезьер А. В., Словарный указ. по книговедению, Л., 1924, стр. 530; Материалы для словаря А. в «Ист. вестн.», 1883-1885; Геннади Г., Список русских анонимных книг, СПБ., 1874; Лернер Н., Новооткрытые страницы Пушнина, в изд. «Пушкин и его соврем.», вып. XII. Вступит. заметки Л. Гроссмана к собр. им...
Литературная энциклопедия
3.
  АНОНИМ (от греческого anonymos безымянный), 1) автор> письма или сочинения, скрывший свое имя. 2) Сочинение без обозначения имени автора. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины