Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - аполлоний родосский

Аполлоний родосский

аполлоний родосский

Аполлоний Родосский

Аполлоний Родосский, Apollonios Rhodios, III в до н. э., греческий поэт. Родился в Александрии. Своим прозванием обязан долгому пребыванию на Родосе. Сведения о жизни А. Р. смутны и трудны для интерпретации. Он, несомненно, заведовал Александрийской библиотекой после Зенона Эфесского и перед Эратосфеном. Проводил филологические исследования, плодом которых явились его произведения: Против Зенодота (Pros Zenodoton), содержащее критику зенодотова издания Гомера, и работы, посвященные Архилоху, Гесиоду, Антимаху Колофонскому (не сохранились). Был он также автором пропавших поэм на тему основания городов (среди которых были Александрия, Книд, Навкратис, Родос) и поэмы Каноп (кормчий Менелая и город близ Александрии). А.Р. написал еще поэму о походе аргонавтов Аргонавтика (Argonautika) из 5855 гекзаметров, объемный эпос с развернутым действием, хотя этот жанр и порицал законодатель александрийской поэзии Каллимах. Возможно, первую версию этой поэмы А.Р. создал еще в молодости, и прочел свое произведение публично в Александрии. Холодно принятый, уехал на Родос, где написал второй вариант поэмы. Такой ход событий кажется наиболее правдоподобным, однако в этом случае мы встречаемся с серьезными хронологическими трудностями (когда А.Р. руководил Библиотекой?) Согласно античной традиции, Аргонавтика стала причиной ожесточенного спора между А.Р. и Каллимахом. Следы этой полемики можно найти в произведениях Каллимаха, который написал против А.Р. поэму Ибис. А.Р. ответил на упреки мастера в эпиграммах (фр.). Аргонавтика осталась единственным сохранившимся (только во второй, «родосской» редакции) и самым главным произведением А.Р. Поэт обращается в ней к одному из старейших мифов, рассказывающему о походе Аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Он изучил различные варианты, стараясь привести их в соответствие друг с другом. При этом А.Р. опирался на Гесиода, Пиндара, Антимаха, Софокла (не сохранившаяся трагедия Колхидянки), а также на Каллимаха. Использовал он и данные местных историков и мифологов. Несмотря на такое обилие образцов и источников, А.Р. удалось быть оригинальным. Две первых книги эпоса представляют в мельчайших деталях приготовления к путешествию и путь аргонавтов до Колхиды. А.Р. пользуется любым случаем (а их множество), чтобы блеснуть свойственной александрийским поэтам мифологической, и географо-этнографической эрудицией. В третьей книге А.Р. описывает историю любви Медеи к Ясону, вводя тем самым любовный мотив в героический эпос и делая главным действующим лицом молодую девушку. Это был решающий шаг, обеспечивший бессмертие как самому А.Р., так и его произведению. Действие развивается на 2 уровнях: на Олимпе и на земле. На Олимпе Афина и Гера просят Афродиту о вмешательстве: пусть Эрос выстрелит из своего лука в Медею и разожжет в ней любовь к Ясону. Мифологические здесь только имена, сама же сцена вполне могла бы происходить в зажиточном доме в Александрии. И вообще, весь этот «божественный аппарат», играющий столь значительную роль у Гомера, у А.Р. представляется абсолютно ненужным. Сам поэт в оставшейся части третьей книги о нем забывает, зато с большим мастерством и с достойным удивления проникновением в психологию рисует возникновение чувства и внутреннюю борьбу Медеи. Четвертая книга, словно написана в спешке и более схематична, она посвящена фантастическим приключениям аргонавтов на обратном пути из Колхиды в Грецию. Создается впечатление, что А.Р. пытается не забыть ничего из богатой традиции, что приводит его к чрезмерной концентрации фактов. Неприветливо принятая Каллимахом Аргонавтика не снискала признания и у более поздних критиков: анонимного автора сочинения О возвышенном, Квинтилиана и Фронтона. Можно, конечно, вменить в вину А.Р. как неоднородность поэтического действия и отягощение поэмы демонстрацией своей эрудиции, так и недостаток последовательности в изображении характеров. Не нужно, однако, забывать, что именно А.Р. явился творцом новой эпической формы, в которой нашлось место для любви молодой девушки и для множества жанровых сценок. В поэме А.Р. очевидно влияние не только Гомера, но и афинской трагедии (особенно Еврипида), было за что благодарить Аргонавтику Вергилию (Энеида, прежде всего кн. IV) и Овидию (Метаморфозы), ее брали за образец также авторы греческих романов и орфической поэмы Аргонавтика (см. Орфики). В Риме были выполнены два свободных перевода Аргонавтики А.Р. на латинский язык (см. Варрон Атацинский и Валерий Флакк). Эпос А.Р. был откомментирован античными эрудитами, а мифографы (среди прочих Гигин и автор приписываемой Аполлодору Библиофики) использовали их в качестве основного источника сказаний об аргонавтах.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ (III в. до христ. эры) древнегреческий поэт, представитель эпохи александринизма (см. Греческая литература). До нас дошла его поэма «Аргонавтика». ...
Литературная энциклопедия
2.
  АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ (ок. 295 215 до н. э.) древнегреческий поэт. Был главой библиотеки в Александрии, затем переселился на о. Родос. Ученик Каллимаха (см.), однако позднее разошелся со своим учителем по литературно-теоретическим соображениям. Автор эпической поэмы “Аргонавтика” (сер. III в. до н. э.), в которой предпринял попытку возродить древний героический эпос. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. ...
Энциклопедия античной литературы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины