Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - архилох

Архилох

архилох

Архилох

Архилох, Archilochos, с Пароса, ок. 680-ок. 640 гг. до н. э., греческий поэт. Согласно античной традиции, сын аристократа Телесикла и рабыни. Он рано покинул родной остров, который до открытия месторождений знаменитого мрамора был очень беден, и подался на остров Фасос, где добывал средства к жизни сражаясь в качестве наемника с фракийскими племенами. Большое влияние на жизнь и, прежде всего, на творчество А. оказала его, вероятно несчастная, любовь к аристократке Необуле, отец которой сначала отдал ее руку А., но затем отказался от обещания. А. начал преследовать несостоявшегося тестя и его дочь язвительными ямбами и, как гласит легенда, довел всю семью до самоубийства. С А. связана первая точная дата в истории греческой литературы, именно он в одном из своих произведений описал изумление и ужас, охватившие людей при солнечном затмении, которое астрономы датируют 5 апреля 648 г. до н. э. А., вероятно, погиб в сражении на острове Наксос. Творчество А. собрали александрийские ученые и разделили согласно метрике на элегии (фр.), ямбы (фр.), трохеические тетраметры (фр.), гимны (фр.), эподы (фр.). А первый лирический поэт в истории европейской культуры. Он создавал субъективную поэзию, в которой поэт предстает не как представитель рода или государства, но говорит от своего собственного лица. В творчестве А. находят зеркальное отражение его трезвая, но порой и несдержанная натура, его солдатская жизнь, неопределенность его общественного положения как незаконного сына аристократа. Способность к независимому мышлению и смелому высказыванию своего мнения привела к тому, что А. отбросил героическую традицию, представленную гомеровским эпосом, с её кодексом воинской чести, и описывал в элегиях собственный жизненный кодекс, мерой которого служили потребности наемника, сражающегося не для славы, а ради заработка. Насколько можно судить на основании сохранившихся отрывков, А. выступал как воин и поэт, который не слишком многого ожидает от жизни и не завидует богатым и власть имущим. Идеальным вождем для него был не великолепный атлет в дорогих доспехах, а тот, кто отважен и умеет искусно сражаться. Таким образом, А. первым противопоставил физические достоинства внутренним качествам. Громкую славу А. снискало смелое признание в том, что во время бегства от врага он бросил щит, что, согласно традиции, лишало его звания воина. А. же утверждал, что важнее всего сохранить жизнь, а новый щит всегда можно раздобыть. Это была позиция наемника, который если верить другому фрагменту хорош и нужен постольку, поскольку он живет и сражается, а после смерти его предают забвению. Мы часто находим у А. размышления и наставления на тему поступков человека, который должен сохранять спокойствие и самообладание и в радости, и в горе, например, во фрагменте содержащем обращение к самому себе, или в адресованной некоему Периклу элегии на кораблекрушение, в котором погибли многие сограждане А., а также его родственник. Разительный контраст со спокойной, вдумчивой интонацией большинства элегических фрагментов составляют отрывки из ямбов и эподов, отражающие бурные всплески чувств. В них А. воспевал свою великую любовь к Необуле, восхищение её красотой, муки разочарования и ревности, и наконец, сильнейшую ненависть к её отцу Ликамбу, который нарушил обещание отдать ему дочь. Наиболее мощным орудием желчной сатиры А. стали эподы, написанные различными ямбическими размерами, где чередовались два стиха различной длины. Эподы начинались с повествования (басни о животных), чтобы во второй части уязвить острым жалом ненавистного врага. Многие фрагменты имеют непристойное содержание. Из гимнов наиболее известен был Гимн Гераклу, который несколько столетий подряд исполняли в честь олимпийских победителей. Поэзию А. отличают смелость в отборе слов, цельная и выразительная образность. Немного места занимает мифология, Гораздо больше отведено басням народного происхождения. Из народного творчества А. заимствует также богатый репертуар стихотворных размеров, вводя их таким образом в литературу. А. был высоко оценен древними и ставился рядом с Гомером. Влияние, которое он оказал на греческую лирику, соотносимо со значением Гомера для эпоса. Творчеством А. вдохновлялись выдающиеся поэты, среди которых Алкей и Анакреон, позаимствовавшие у него мотив брошенного щита. Тем не менее А. был проклят в Спарте как бесстыдный поэт запятнавший честь воина. В последующие века в нем видели прежде всего насмешника. Александрийские ученые поставили А. во главе списка ямбографов. Ему подражал Каллимах, а поэты Палатинской антологии посвятили немало эпиграмм его язвительной музе. В Риме на него ориентировались Луциллий, Катулл и Гораций, который воспроизвел мотив брошенного щита и в своей книге эподов, построением напоминавшей эподы А., гордился тем, что первый познакомил Рим с паросскими ямбами.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АРХИЛОХ древнегреческий поэт-лирик (2-я пол. 7 в. до н. э.). Примыкал к гомеровской традиции, но противопоставлял эпическому идеалу новый образ индивидуализированного человека.АРХИЛОХ (7 в. до н. э.), греческий поэт, в древности считался основоположником ямбической поэзии, характерными чертами которой были простота языка и стиля, экспрессивность и обличительная сатирическая направленность.Время жизни Архилоха определяется исходя из упоминания в одном из его фрагментов о солнечном затмении 648 до н. э.Уроженец острова Парос; отец Архилоха Телесикл происходил из аристократического рода, мать рабыня Энипо. В молодости Архилох, избрав удел, обычно выпадающий на долю незаконнорожденных сыновей аристократов, стал наемником ("На остром копье замешан мой хлеб, пью, опершись на копье"). Принимал участие в войнах на острове Фасос, где жители Пароса основали колонию, воевал во Фракии, на острове Эвбея; пал в битве с уроженцами острова Наскос. По преданию, дельфийский оракул отказался отвечать на вопросы наскосца Калонда, сразившего Архилоха, поскольку от его руки погиб великий поэт. На Паросе Архилоха почитали как героя, паросский...
Большой энциклопедический словарь
2.
  АРХИЛОХ (VII в. до христ. эры) древнегреческий лирик. Р. на о. Паросе; сын аристократа и рабыни. Жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов. А. ярко отобразил в своих стихотворениях, от к-рых остались лишь отрывки, жизненные перипетии отщепенца от своего класса. А. писал эпиграммы, элегии, гимны. Но особенно славились его язвительные ямбы. В стихотворениях А. мы впервые встречаем шестистопный ямб, впоследствии ставший господствующим в греческой и римской драме. А. создал эпод строфу, состоящую из ямбического и дактилического стиха (архилохова строфа), хорошо известную нам по подражанию Горация. Поэзия А. дала толчок развитию греческой лирики (см. Древнегреческая литература и Стихосложение античное).Библиография: I. Перевод А.: Вересаев В., «А.», Стихотворения и фрагменты, М., 1915.II. Круазе А. и М., История греческой литературы, П., 1916; Зелинский Ф., Древнегреческая литература, т. I, П., 1919; Коган П., Греческая литература, М. П., 1923. ...
Литературная энциклопедия
3.
  АРХИЛОХ (ок. 675 ок. 635 до н. э.) древнегреческий поэт. Родился на острове Парос, позднее переселился на Фасос. Был воином-наемником, погиб в сражении. Стихи поэта разнообразны по форме и содержанию. Важное место в них занимают рассуждения о жизни и критика существующих моральных догм. В древности считался крупнейшим лирическим поэтом. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. ...
Энциклопедия античной литературы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины