Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - фронтон

Фронтон

фронтон

Фронтон

Фронтон, Марк Корнелий; Fronto, Marcus Cornelius, ок. 100-166 гг. н. э., римский оратор. Происходил из Кирты в Нумидии. Сведущий в праве и риторике, занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г. Из-за слабого здоровья оставил политику и посвятил себя работе в собственной школе риторики. Призванный к императорскому двору Антонином Пием, был воспитателем двух императоров: Марка Аврелия и Луция Вера. Пребывал там до самой смерти. Время его жизни определяют по его контактам с учеными и людьми, близким ко двору, зафиксированным в оживленной переписке. Эти письма, написанные по-гречески и по-латыни, были обнаружены только в 1815 г. на палимпсестах VI в. н. э. из Амбросианской и Ватиканской библиотек. Вопреки ожиданиям, они содержали в основном рассуждения о риторике и о языке, и гораздо меньше исторических сведений. Письма Ф. привели, однако к выявлению интересных черт характера Марка Аврелия, Луция Вера, старшей и младшей Фаустин, а также к более близкому знакомству с домашней жизнью двора Антонинов. Марк Аврелий, несмотря на большое уважение к Ф., склонялся более к философии, нежели к риторике, преподаваемой учителем. Сохранилась переписка Ф. с Марком Аврелием, в которую вошли письма, написанные в период, когда Марк Аврелий был еще наследником престола (5 книг), и во время его правления (5 книг); письма о риторике содержащиеся в сборниках О красноречии (De eloquentia) и О речах (De orationibus), в которых Ф. пытается доказать императору превосходство красноречия над философией; письма-трактаты на историко-риторические темы, мыслившиеся как вступление к трактату о войне Вера с парфянами, озаглавленные Законы истории (Principia historiae), образцом для них послужило, вероятно, описание войн с Ганнибалом у Ливия; ответ Ф. на письмо Марка Аврелия после поражения в битве с парфянами получивший название О парфянской войне (De bello Parthico); 4 письма об отдыхе в Альции, а также шутливые риторические упражнения в форме писем Похвала дыму и огню (Laudes fumi et pulveris) и Похвала небрежности (Laudes neglegentiae);и наконец, 2 письма Об утрате внука (De nepote amisso), первое из которых представляет собой короткое утешительное письмо Марка Аврелия Ф., а второе великолепный развернутый ответ Ф., в котором он предстает нам человеком благородным, чувствительным, сочувствующим людям. Переписка Ф. с Вером содержалась в 2 книгах, с Антонием Пием в 1 книге, которая своим характером напоминает обмен письмами между императором Траяном и Плинием Младшим К друзьям в 2 книгах, включает только письма Ф.; в них находят свое выражение его доброжелательность и заинтересованность делами друзей (1 письмо написано по-гречески). Сохранилось также собрание греческих писем, среди них корреспонденция с Аппианом и др. От речей, принесших Ф. славу оратора, ничего не сохранилось, кроме незначительных фрагментов и названий, например, Панегирики панегирики на Адриана и Антонина Пия; из судебных речей речь против Герода Аттика; известно также о речах против христиан, в которых Ф. усматривал врагов ораторского искусства. И наконец, мы знаем названия отдельных выступлений в сенате и других речей на случай. Ф. не создал единой риторической системы, но в своих сочинениях опирался на риторику Феодора из Гадары и использовал терминологию, находившуюся во всеобщем употреблении. В корреспонденции Ф. более всего места занимают рекомендации, касающиеся подбора слов и их места в предложении. Ф. считал, что со времен Цицерона, которого он очень ценил, распространились излишняя свобода и небрежность в подборе слов и их построении, исчезло стремление к точному формулированию мысли. Ф. проповедует возвращение к старым писателям; у них он заимствует сентенции, обороты, выражения, использует фразеологические выписки. Ф. стремился таким способом возродить латинский язык и римскую литературу. Но несмотря на эти усилия, сам он не смог избежать влияния стиля своей эпохи и писал искусственным языком, утяжеленным и местами окрашенным архаизмами. Ф. собрал около себя круг сторонников архаического стиля, которых звали по его имени фронтониями. Это пристрастие к старой литературе и тенденция искать в ней образцы появились еще во времена Августа. Одним из предшественников Ф. был Валерий Проб. В правление Адриана это движение переживает наивысший подъем. Еще долго после смерти Ф. находил последователей, а позднейшие писатели (особенно в III в. н. э.) часто брали его за образец.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ФРОНТОН (франц. fronton) завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  ФРОНТОН (французское fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания>. На поле фронтона (тимпане) часто помещается скульптура>. Декоративным фронтоном украшают двери и окна здания. ...
Современная энциклопедия
3.
  (франц. fronton, от лат. frons, родительный падеж frontis лоб, передняя сторона), завершение (обычно треугольное, реже лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) ...
Художественная энциклопедия
4.
  Фронтон Фронтон(фр. fronton) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративным фронтоном украшают двери и окна зданий.Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003. ...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины